РЕКОМЕНДАЦИИ к поездкам по Монголии в составе нашего ралли-рейда
Формат нашей поездки мы обозначили как ралли-рейд потому, что на нашем маршруте по Монголии нет возможности на всем его протяжении гарантировать участникам поездки размещение в кемпингах, обеспечить их питанием. Уверены, что несколько ночлегов на свежем воздухе в палатке, а также необходимость самому приготовить из собственных продуктов завтрак и ужин, не отпугнут сибирских мужиков, привыкших ездить на Байкал, на охоту и рыбалку.
Впрочем, скорее всего таких ночевок будет 3-4, не больше, т.к. за Хубсугулом уже значительно повышается вероятность ночлегов и питания в кемпингах (т.е. в юртах).
Зато всегда остается возможность сэкономить, или просто быть ближе к природе, ночуя в палатке.
Поэтому, первая наша рекомендация – надо иметь хорошую палатку!
В хорошей палатке лучше всего спать на надувном матраце или на походной раскладушке (такие тоже есть в продаже). Крепкий сон на каримате (пенопленовом коврике) тоже возможен, но кариматы придуманы рюкзачниками, а у Вас, все-таки, внедорожник...
Кстати, те, кто всерьез считает, что спать можно и в машине, напомню, что для этого надо будет вытащить из салона и багажника все вещи и сложить их под машину, а что не войдет – то рядом. А утром все в обратной последовательности, но уже сырое от росы или ночного дождичка… Да и спать в палатке, как показывает практика, тоже теплее. Особенно если спальник правильно подобран – по сезону, по росту, по габаритам. Спальник – самая необходимая вещь в любой поездке, его не заменят никакие одеяла, даже верблюжьи. Впрочем, одеяло в машине тоже лишним не будет. Никогда не был лишним кусок полиэтилена на тот случай, если ночной дождик затянется надолго.
Питание в дороге: маршрут будет проходить через сомоны (районные центры), где сегодня в магазине можно купить прекрасную монгольскую тушенку, крупы, иногда хлеб (который монголы в сельской местности почти не потребляют, поэтому сухари всегда будут к месту) и т.д. Поэтому не пытайтесь всю машину забить продуктами – с голоду в Монголии помереть сложно, т.к. всегда найдется какая-нибудь юрта, где Вас обогреют и накормят. Но продумайте, что можно взять на перекус в дороге, по ходу движения, или на обед, когда за час-полтора надо будет что-нибудь сварить, на скорую руку, себе на газовой плитке.
Наш маршрут проходит по наиболее интересным и красивым местам Монголии, а там сегодня такая закономерность – как только место более-менее красивое, так там обязательно турбаза. А на турбазе можно переночевать и покушать, особенно если у Вас есть деньги на это. Также, если Вы увидели у дороги несколько юрт с вывеской «Гуанз», то знайте, что это на самом деле это придорожные харчевни, где можно купить, как минимум, бууз (позы), или хошуры – чебуреки с рубленой бараниной.
Обязательно возьмите газовую печку, или хотя бы горелку! Ее наличие убережет Вас от многих проблем и опасностей. Например, от опасности поджечь случайно степь от костра (последствием могут быть огромные штрафы). Или от того, что вдруг рядом не нашлось аргала (навоза), которым, в отсутствие дров в степных районах, топят печки монголы. И даже на Хубсугуле, где еще можно найти хворост и сухие лесины, самовольное разжигание костров может быть наказано штрафом от вынырнувшего ниоткуда инспектора национального парка. Объясняться с ним будет сложно, но если Вы будете слишком нервны или агрессивны, результатом могут быть простреленные колеса, чтобы нарушитель не смог самовольно покинуть место «преступления». Впрочем, за долгие годы поездок вдоль Хубсугула самому активным участником подобных событий быть не приходилось, приходится довольствоваться рассказом одного знакомого. Обязательно нужно иметь в виду тот факт, что за посещение территории Хубсугульского национального парка необходимо платить. Проще всего это сделать на турбазе «Серебряный берег» в Ханхе. Деньги за билет небольшие (около 75 рублей), а проблемы на будущее снимаете. Там же нужно купить лицензию на рыбалку (около 60 рублей), если она стоит в Ваших планах.
О деньгах: в Иркутске рубли на тугрики поменять довольно сложно, поэтому этот процесс можно оставить до Ханха, первого населенного пункта, где мы будем останавливаться (этот пос. находится на северном берегу Хубсугула, в 23 км от границы). Надежнее всего менять на турбазе, но если что-то вам понравилось в магазине, то можно взять прямо за рубли. Рублевая наличная зона продолжается вплоть до Мурэна, административного центра Хубсугульского аймака (около 100 км на юг от Хубсугула). В Мурэне есть банк, в котором рубли меняются на тугрики по курсу от 40 до 44 за один российский рубль. Но надежнее менять доллары (примерно 1200 тугров за один американский рубль). Самое главное – не подгадать в банк к выходным или к закрытию. Впрочем, менялы в Мурэне всегда найдутся сами.
А теперь о самом главном – о машине и дороге. Хотя по Монголии до большинства самых популярных туристских мест можно доехать и на легковушке, но это не относится к Хубсугулу. В зависимости от погоды эти 170 км можно проехать или за день, или за 2-за 3 дня. Дорожные проблемы связаны с мостами (в последнее время отремонтировано 4 моста со стороны Хатгала, с юга), с каменистыми участками (но таких участков не так уж и много), а также с болотистыми перевалами, измолоченными колесами. И вот здесь всегда очень кстати будет пара досок, если для них найдется место на багажнике. После Хубсугула эти доски можно подарить местным жителям, или положить на последний мост, но они верно служат на всем пути, например, в качестве скамеек. Кстати, складная табуретка тоже не будет лишней.
Из всего сказанного ясно, что вдоль Хубсугула лучше всего ездить на легком УАЗике, который довольно легко вытаскивается из любой грязи дружной командой, но этой же командой вытаскивается и любой другой джип. Особенно если он оснащен хорошей лебедкой, или надежным домкратом. Если ваша машина села на одном из «гнилых» перевалов, то лучше не пытаться выскочить «враскачку» – наиболее правильным будет подваживание. Подняли колесо, подложили доски, или камни, или бревна (которых натащили ваши незадачливые предшественники), и потихоньку «гребитесь» к более приятному месту. Иногда быстро выскочить помогает снижение давления в шинах.
Колеса: практика показывает, что нет универсального колеса на все автомобили. Поэтому, зная свою машину, и ее проходимость, Вы сами подберете нужные.
Именно поэтому мы в своих информационных письмах подчеркиваем – формат ралли-рейда, по-нашему, это когда каждый экипаж полностью автономен и самостоятелен, но все вместе составляют единую команду, которой и вытаскивают застрявшую машину, которой следуют в единой колонне, выдерживая приемлемый темп движения. Кстати, в Монголии средняя скорость движения по стране в колонне, за исключением, пожалуй только участка Улан-Батор – КПП Алтан-Булак – Кяхта (300 км) составляет 45-50 км. Поэтому надо набраться силы воли, и не пытаться подгонять своих партнеров по ралли-рейду. Тем более, что одной из главных задач подобных экспедиций – знакомство со страной, ее людьми и природой.
Вернемся к Хубсугулу. Напряжение, которое обычно вызывает дорога вдоль Хубсугула, с лихвой компенсируется впечатлениями. Тем более, что нами запланирована дневка в одном из живописных мест хубсугульского побережья. На эти 170 км мы закладываем, по сути полных два дня. Зато после Хубсугула любая монгольская гравийка будет казаться асфальтом. Впрочем, по последней информации машины по этой дороге проходят пока, до дождей, без особых проблем.
Горючее. За последние годы сеть заправок распространилась по всей территории страны, но чем дальше от Улан-Батора, тем ниже октановое число. Для владельцев навороченных агрегатов главная задача – продержаться до Мурэна, где обычно солярка бывает. А иногда и не бывает. Поэтому в Вашем багажнике, должны к моменту пересечения границы, как минимум должны стоять две канистры с соляркой или с бензином. Цена солярки в Монголии примерно 25 рублей за литр, высокооктановых бензинов – 26-27 рублей
Одежда. Конечно, хотелось бы, чтобы все участники наших экспедиций одевались одинаково, при этом в стиле “Camel Trophy”, но это нереально. Поэтому только общие рекомендации: одеваться в расчете на то, что погода на Хубсугуле, в высокогорье (1600 метров над уровнем моря) может меняться с +20 до ветра со снегом. Это я про сентябрь, но и в июне теплые куртки вечером иногда не помешают. Перчатки, роба на случай выуживания родного автомобиля из болота, вязанная шапочка – все это места много не займет, но может вполне пригодиться в Монголии, в стране красивой, но одаренной резко континентальным климатом. Еще из полезного может быть GPS (только при наличии карт с координатной сеткой, но главный ориентир в Монголии – это телеграфные столбы – они обязательно приведут Вас в какой-нибудь сомон), рации типа «воки-токи», устройство (преобразователь) для подзарядки аккумуляторов, фотоаппаратов, видеокамер и т.д.
Последний, на сегодня, блок рекомендаций касается элементарных правил общения с местным населением. Оно, местное монгольское население, за годы «перестройки» основательно подзабыло русский язык, отчего уже совсем кажется заграничным. Живет оно, в основном, в юртах (гэр по-монгольски), пьет само и охотно угощает своих гостей кумысом (айраг по-местному) и сушеным творогом. И в целом гостеприимно, но слабо на спиртное. Поэтому угощать в ходе экспедиции монгольских гостей водкой – это значит навлечь на себя: а)пришествие новых гостей; б)пьяную драку, если местный товарищ даже в состоянии алкогольного опьянения понимает, что ему не хотят отдать все до последней капли... Поэтому достаточно будет угостить сигаретой, дать конфет для детей, и не избалованные жизнью араты будут признательны и за это. Только ваши подарки не должны выглядеть как подачки – монголы народ гордый. Подавать свой гостинец надо правой рукой, поддерживая ее под локоть левой. Брать вообще все лучше тоже таким же образом – этим показываете свое уважение и знание местных обычаев. Когда монголы пьют водку, то обязательно «брызгают» духам, богам и Вечно Синему Небу, которому до сих пор многие поклоняются со времен Чингисхана. «Брызгать» надо, окуная в рюмку безымянный палец правой руки, стряхивая капли с него наверх, на землю и еще куда-нибудь к ближайшим горам, границе или в сторону Тибета...
Никогда не подъезжайте на машине прямо к дверям юрты – это крайняя степень неуважения с ее обитателям. Лучше издалека посигналить, и остановиться метрах хотя бы в 20 от нее. Заходя в юрту, не запинайтесь о порог – это не к добру. Можно придержаться рукой за дверной косяк (не путать с «косяком»...). В юрте ждите, куда укажет сесть хозяин, чтобы случайно не занять его, или женское место. Купите с собой недорогих книжек, конфет, сигарет и т.д. на случай таких вольных или невольных визитов. Если кого-то из монголов сфотографировали, то, попросив записать адрес, постарайтесь выслать эти фотографии своей «модели». Монголы трепетно относятся к вещественным доказательствам собственного существования, и я гарантирую, что присланная Вами фотография найдет свое место в рамке под стеклом на самом почетном месте в юрте. А Вы станете амбой (другом-братом) для этой семьи на долгие годы.
Ночуя, не оставляйте свои вещи как попало. Это может соблазнить кого-то из местных бедняков, а Вы потом будете мазать черной краской всех монголов поголовно. А это будет несправедливо.
Многие жалуются, что у монголов очень сложны имена. На самом деле они очень простые, но бывают составные, из двух слов. Так, Мунхцэцэг переводится как «Вечный цветок», Батжаргал – «Крепкое счастье». Есть же у нас, например, имя Владимир, на котором тоже многие иностранцы спотыкаются…
Да, забыл сказать, что по-монгольски «Здравствуйте!» будет звучать так: Сайн байна уу. Сайн – это «хорошо», «благополучно», байна уу – очень примерно «быть». Так что монгольское приветствие можно перевести можно как «Быть добру!». «Спасибо» – это «Баярлалаа», «До свидания» – «Баяртай». Здесь тоже корнем будет слово «баяр» - «радость». Слово «айраг» (кумыс) Вы уже знаете, «шар айраг» (желтый айраг) – это на самом деле пиво, а водка по-монгольски «Архи», «сайхан» – красивый, прекрасный; лошадь, конь – это «морь», а «мориндо» – по коням… Этого словарного запаса Вам для первой поездки будет вполне достаточно, но помните, что в книжных магазинах до сих пор еще можно купить компактный русско-монгольско-русский разговорник 80-х годов издания. Я такой недавно видел в магазине «Букинист». А еще можно скачать разговорник, или словарь с Интернета. В Интернете же можно найти дополнительные рекомендации по автомобильным поездкам по Монголии, например, у Сергея Волкова на сайте www.irkutsk.baikal.ru Наши же рекомендации касаются достаточно простого, но познавательного маршрута от Иркутска до Хубсугула и далее, через горы Хангай, в Улан-Батор.
С уважением,
Владимир Бережных.