Обычно по льду Байкала на автомобилях едут по необходимости, но зимний Байкал с каждым годом привлекает к себе все больше и любителей активного отдыха. Зеркальный байкальский лед и удивительная голубизна на сколах ледяных глыб поражает всех приезжающих. Если на лед выехать рано утром, то можно застать момент феерического восхода солнца. На восходе солнца обычно кристально прозрачные ледяные торосы наполняются таинственным золотистым сиянием. Только путешествуя по замерзшему озеру можно увидеть реальные краски ледяного царства, но при этом надо всегда заботиться о безопасности движения по льду.
Готовность №1
Какие же меры предосторожности необходимо соблюдать, как надо готовиться к поездке по льду Байкала? Естественно, машина должна быть полностью приготовлена к зиме (зимнее моторное масло, новые свечи, утепленный радиатор, войлок под капот, шипованная резина, исправная печка, работоспособный аккумулятор). Любая незначительная поломка, легко устранимая летом, зимой на ветру становится сплошным кошмаром. В случае ремонта пригодятся тонкие шерстяные перчатки, налобный светодиодный фонарик и кусок войлока или туристский коврик, чтобы не лежать на холодном льду под машиной, а от ветра спасет кусок брезента, накинутый на машину.
К тому, что обычно берут с собой автомобилисты летом, зимой рекомендуется добавить пешню для проверки толщины льда в трещинах, унты или валенки, теплую шубу, лопату, спички, фонарик, запасную канистру с бензином, буксировочный трос, термос с горячим чаем, бензиновый примус или портативную газовую печку, наконец - cолнцезащитные очки, крем от загара и даже компас, чтобы не заблудиться в зимней мгле. Все это может оказаться полезным.
Для пуска охлажденного за ночь двигателя может понадобиться предварительный разогрев картера двигателя и моторного отсека. Хорошо зарекомендовал себя следующий простой способ: поверх капота набрасывается большой кусок брезента, закрывающий передок машины до земли, и под картер на десять минут устанавливается горящая паяльная лампа. Но перед этим необходимо тщательно проверить машину на предмет отсутствия подтеков масла или бензина. Лобовое стекло на ночь лучше закрыть опять-таки куском брезента, чтобы утром не очищать стекло от изморози.
Для проводки автомобильных караванов по льду незаменим будет опытный байкальский ледовый проводник.
Ледовые дороги
Только на первый взгляд, издалека, лед кажется гладким, как зеркало, вблизи же часто обнаруживается, что проехать напрямик по льду невозможно из-за извилистых трещин, торосистых полей и снежных заносов. Достаточно проехать от Листвянки до бухты Песчаной, легко убедиться, что байкальский лед – далеко не гладкая дорога. Зимник на льду сильно петляет, обходя поля ледяных торосов, временами значительно удаляясь от берега.
Всегда надежнее держаться следов прошедшего ранее автомобиля, чем пытаться ехать наугад. Стопроцентной надежности на ледовых дорогах не бывает, даже накатанные дороги по льду не всегда безопасны, очевидцы
рассказывают, что видели, как на накатанной ледовой дороге провалилась четвертая машина в колонне, идущая по следу передних машин.
Для автотранспорта по льду Байкала, по замерзшим рекам прокладываются зимники, и хотя путешествие по ним тоже сопряжено с опасностью, все-таки можно, соблюдая элементарные меры предосторожности, осуществлять автомобильные проезды на льду. Наиболее надежными являются официальные ледовые переправы, отмеченные дорожными знаками и вешками, но даже на них следует проявлять внимание и стараться проезжать по льду в светлое время суток. Рыбаки и редкие автотуристы путешествуют по льду без дорог на свой страх и риск. Перед выездом на лед всегда полезно поинтересоваться у местных жителей, ездят ли они в этом месте сами.
Пожалуй, самая востребованная дорога на Байкале – с материка на остров Ольхон. Переправу на Ольхон обозначают вешками и регулярно расчищают грейдером и проверяют толщину льда. В разные годы ледовую переправу устраивают либо из залива Куркут, либо с материка после дельты реки Сарма. Указатель со стрелкой «Ледовая переправа» поможет в правильном месте выехать на лед.
Отличие дорог по льду — плотные надувы снега, на которых, как на трамплине, подпрыгивает машина. Ехать быстро весьма опасно, можно даже перевернуться на скользком льду после такого снежного трамплина. А если зазеваться и потерять скорость, в снегу вполне можно забуксовать даже со всеми включенными мостами. Свежевыпавший глубокий снег – гарантированная ловушка для легковых машин, иногда рыбакам на дальних рыбацких «камчатках» после такого снегопада приходится терпеливо ждать когда дорогу пробьют УАЗы.
Разведпризнаки
Но и проводник, и опытные водители не застрахованы от коварных ледовых ловушек. В теплую зиму, особенно в конце зимы, трещины не смерзаются, а когда покрываются тонким льдом и припорашиваются снегом, становятся незаметными и крайне опасными для автомашин. Опытные водители такие места замечают по изменению цвета, но для новичков это отличие в глаза не бросается. В холодное время, наоборот, трещина смерзаются практически мгновенно, но толщина льда в таком месте недостаточна, чтобы выдержать вес машины. Однако чаще всего на льду губит излишняя уверенность и вождение автомобиля в пьяном состоянии.
Опасностью являются трещины и щели шириной 0,5–2 м, простирающиеся на десятки километров. Многие из них не замерзают всю зиму, периодически суживаясь или расширяясь. Появление трещин нередко сопровождается сильным «артиллерийским» треском, пугающим людей на льду. Становые трещины встречаются в средней части Байкала между островом Ольхон, Ушканьими островами и полуостровом Святой Нос. Если трещина припорошена снегом, и машина двигается на большой скорости, то ее обнаруживаешь слишком поздно, чтобы успеть на скользком льду остановиться или резко отвернуть. По этой же причине не рекомендуется ехать на большой скорости по льду бампер к бамперу.
Кроме трещин опасность для автомашин представляют пропарины, возникающие в местах выхода подводных термальных ключей и газов. Припорошенные снегом пропарины обнаружить практически невозможно. Одну из подобных пропарин мы однажды неожиданно обнаружили впереди себя, после случайной остановки снегохода, буквально в нескольких метрах от ольхонского мыса Кобылья голова. Рассмотреть ее при движении было невозможно.
На толщину льда влияют также подводные течения, которые уменьшают его прочность. Например, в проливе Ольхонские ворота по этой причине не делают ледовой переправы. Зимой на льду здесь возникает множество трещин и пропарин. В конце марта, когда начинает пригревать солнце, становится опасным близко подъезжать по льду к скалам, около которых таяние льда происходит быстрее, чем в открытой акватории озера. Следует также знать, что, несмотря на морозы и толстый лед, если выпало много снега, и он быстро растаял, такой лед из-за впитывания талой воды и изменения своей структуры менее надежен и однороден, чем лед, на котором не было снега.
По акватории озера толщина льда колеблется от 70 до 113 см, при этом выявлена закономерность: чем больше снега, тем тоньше лед. Считается, что лед, разбитый штормом при замерзании озера, менее прочный, чем однородный и монолитный. Лед толщиной 50 см выдерживает вес до 15 т.
Если все-таки произошло...
Как рассказывают знающие люди, проваливание под лед происходит неожиданно и стремительно. За считанные секунды машина ныряет носом и мгновенно оказывается подо льдом. Если удается выбраться из воды на лед, сохраняется опасность просто замерзнуть на морозе и пронизывающем ветру, пока добираешься до спасительного тепла не близкого жилья. Обязательно надо иметь в кармане зажигалку, чтобы в случае надобности развести огонь на берегу и нож на ремне, он может спасти попавшего в полынью. Выбраться на гладкий лед – непростая задача, если ножа нет под рукой. В сильный мороз можно попытаться приморозить ко льду мокрую варежку и использовать ее, чтобы выбраться на лед.
При проваливании машины главное не паниковать и успеть открыть двери. Уже при погружении на 2-3 метра избыточное давление снаружи машины затрудняет открытие дверей и выбивание стекол. При ударах молотком по стеклам изнутри под водой стекла прогибаются, но не разбиваются. Опустить стекло и выскочить через окно в зимней одежде, преодолев мощный встречный поток воды, не каждый успеет. Если глубина известна и незначительная (10-15 метров) рекомендуют ждать заполнения водой салона автомобиля и выравнивания давления, тогда двери можно открыть. Очевидцы рассказывают о случае, когда на их глазах машина «Газ-69» с двумя рыбаками провалились под лед (в этом месте бьют ключи) и ушла на глубину 8-10 метров. Обычно люди не знают, какая под ними глубина и начинают паниковать, но это были опытные люди и знали, что в этом месте мелко. Они спокойно ждали, пока набиралась вода в кузов, собрали документы и даже запаковали их на скорую руку в целлофан, сняли унты, и когда давление сравнялось, открыли дверцы и всплыли на поверхность к радости и удивлению, сбежавшихся к месту трагедии рыбаков.
Путешествия по зимнему Байкалу становятся все более популярными не только у живущих поблизости, они привлекают путешественников издалека – из Европы, из Японии и других стран. Тщательное соблюдение всех мер предосторожности, следование рекомендациям – еще не гарантия безопасного путешествия по Байкалу. Для проводки автомобильных караванов по льду незаменим будет опытный байкальский ледовый проводник. Еще надежнее путешествовать по льду не на автомобилях, а на амфибиях «Хивус» на воздушной подушке: тонкий лед и открытая вода ему не страшны.
Сергей Волков, 2006 год