Автор: Анна Бережных
Монголия - сердце Центральной Азии. Эта страна находилась на пересечении важных торговых путей, связывающих между собой страны Азии: Индию, Китай и Тибет. Искусство Монголии развивалось во взаимодействии и под влиянием искусства и культуры этих стран. В то же время в культуре монголов, как и в других народов Азии, очевидно влияние буддийской культуры. В XVI в. в Монголии широкое распространение получает одна из ветвей буддийской религии — ламаизм. Это оказывает влияние на все сферы жизни монголов, и следовательно, на монгольскую культуру и искусство. Однако, ламаизм не в силах был изменить сущность народного искусства Монголии. Художники, создавая ритуальные сосуды или другие культовые украшения и утварь, вынуждены были творить в рамках ламаистских канонов. Но даже предметы религиозного культа отличают черты национального. Оно остается глубоко самобытным и отражает художественные вкусы и эстетические взгляды народа.
Национальное своеобразие монгольского искусства прослеживается во все его основных видах. Ему свойственны определенная специфика и оригинальность. Характерные черты монгольского искусства - выразительность формы, насыщенность орнаментом, подчеркнутая динамика узоров. Во многом на формирование культуры и искусства Монголии повлиял кочевой образ жизни - он, например, способствовал возникновению своеобразной архитектуры. Так, в отличие от монастырских построек тибетского или китайского стиля формы монгольской архитектуры напоминают обычную жилую юрту, а украшение монгольского жилища нередко оказывалось порой настолько интересным, что простая юрта скотовода превращалась в произведение искусства.
Сегодня, повсеместно на территории Монголии можно встретить памятники культуры и истории почти любой эпохи. Основные черты искусства монголов, как и других степных народов, определялись потребностями кочевого быта, который, как уже говорилось, определял и тип жилища, и его убранство, и форму одежды, а главное – формировал особые представления степняков о красоте, о жизни и их художественный вкус. Лучшие традиции народного творчества во многом определили характер и пути развития и современного искусства Монголии. Многовековые традиции народного искусства, легли, например, в основу национальной живописи монголов, известной под названием монгол зураг.
Из народного искусства перешла в современную национальную живопись и цветовая символика. Например, монголы особенно любят синий цвет (символ постоянства, неба), зелёный (символ вечной жизни), белый (символ благородства мыслей и чувств, чистоты), красный (радость) и желтый (любовь). Часто световая символика диктуется и буддистскими канонами. Постоянное взаимодействие различных элементов культуры отражаются во всех видах искусства Монголии. В изобразительном искусстве, например, теснейшим образом могут переплетаться национальный орнамент с буддистской символикой. А архитектуру и скульптуру Монголии не спутаешь ни с какими другими странами.
Оригинальными по стилю являются также изделия декоративно-прикладного искусства Монголии. С давних времен мастера Монголии достигли большого искусства в инкрустации драгоценными камнями по металлу, резьбе по кости, филиграни, гравировке по металлу и чеканке. Яркие, необычайно интенсивные по красочным сочетаниям орнаменты геометрического характера покрывали одежду монголов. Некоторые войлочные юрты и по сей день украшаются, как яркими тканями, так и узором из аппликаций и вышивок, о которых восторженно отзываются посещавшие Монголию иностранцы. Красные, синие, лиловые и зеленые цвета оттеняют и оживляют белый войлок юрты, делая эти жилища необычайно нарядными. Как в народном, так и в профессиональном искусстве Монголии сохраняется уникальность форм и сюжетов, простоты и выразительности. Монгольское искусство является неотъемлемой частью так называемого искусства Востока и достойным вкладом в мировую сокровищницу культуры.