Железнодорожный туризм в Соединенных Штатах находится на подъеме. Никогда раньше музейное железнодорожное дело не испытывало такого массового интереса со стороны публики. Американский опыт работы туристических железных дорог может быть очень полезен нам при развитии железнодорожного туризма в России. Мы расскажем о некоторых из них.
Железнодорожный музей
долины Теннеси
В штате Теннесси (город Чаттануга) существует одна из старейших музейных железных дорог США – Музейная железная дорога долины Теннесси.
Сокращение железнодорожных перевозок по всей стране в 1950-х годах не
обошло Чаттанугу стороной. Значение железнодорожного транспорта в экономике города сократилось в несколько раз, и дорога тихо умирала до тех пор, когда в 1959 году маленькая группа любителей железнодорожной истории выступила с инициативой создания Железнодорожного музея
долины Теннесси. Инициаторы этой идеи хотели сохранить для истории образцы старых локомотивов и вагонов, которые работали когда-то на железных дорогах Америки. В 1961 году Железнодорожный музей долины Теннесси был официально зарегистрирован как некоммерческая, образовательная организация.
Первые восемь лет были посвящены сбору железнодорожной техники. Добровольные помощники искали старые паровозы и вагоны, собирали оборудование и разные документы по истории железных дорог. Несколько железнодорожных компаний Юга сразу откликнулись на просьбы нового железнодорожного музея и передали для истории паровые и дизельные локомотивы, вагоны и путевое оборудование. В 1969 году железнодорожная компания «Норфолк Саузерн» передала музею земельный участок товарного склада в восточном пригороде Чаттануги.
Музейная железная дорога работала столь успешно, что вскоре туристические компании решили вложить инвестиции в музейную железнодорожную тему. В 1973 году здание пассажирского вокзала в центре Чаттануги (построенное в 1909 г.) было реконструировано и приспособлено под отель – сейчас этот отель принадлежит гостиничной сети «Холидей Инн» и называется «Чаттануга Чу-Чу Холидей Инн».
К началу 1980-х Железнодорожный музей долины Теннеси стал самой большой музейной железной дорогой на Американском Юге. В ее коллекции 4 паровоза, несколько дизельных локомотивов и более 20 вагонов. Устойчивая работа музейной железной дороги существенно повлияла на экономику туристической отрасли города. В 1990-е годы Чаттануга продолжала усиленно развивать туризм, создавая в городе новые туристические объекты регионального и национального масштаба. Сегодня
Чаттануга стала одним из ведущих центров познавательного, развлекательного, экологического, конгрессного и делового туризма в стране. Так, например, в 2005 году в Чаттануге прошел Конгресс Ассоциации Туристических железных дорог США.
Железная дорога
Грейт Смоки Маунтинс
В штате Северная Каролина, в 170 км от Чаттануги, находится «Железная дорога Грейт Смоки Маунтинс». Эта туристическая железная дорога интересна тем, что работает на очень живописном маршруте рядом с Национальным парком «Грейт Смоки Маунтинс», и фактически доставляет
туристов к природным достопримечательностям Национального парка.
Эта небольшая туристическая дорога длиною 53 мили (87 км ), проходящая у подножия Аппалачского горного хребта, имеет два тоннеля, 25 мостов и проходит по очень живописному маршруту с разнообразными ландшафтами.
Построена эта дорога была в 1880 году как ветка от оживленной железнодорожной магистрали между Виржинией и Южной Каролиной. В 1985 году грузовые перевозки на этом участке, из-за конкуренции автотранспорта, прекратились. Правительство штата Северная Каролина выкупило эту железную дорогу у железнодорожной компании «Норфолк Саузерн» и стало постепенно преобразовывать её в туристическую.
На нескольких железных дорогах по всей стране были закуплены локомотивы и вагоны в соответствии с замыслом. Были тщательно, исторически достоверно отреставрированы вокзалы и депо на конечных станциях железной дороги - в Бризон Сити и Диллсборо. Туристические поезда в один момент стали модными. С конца 1990-х годов более 200 тысяч человек ежегодно совершают экскурсии на туристических поездах «Железной дороги Грейт Смоки Маунтинс».
В составе локомотивов этой дороги есть и старый паровоз, который наряду с дизельными локомотивами тянет поезда. Работающий паровоз в отличном состоянии придает дороге дополнительную живописность и занимательность. Но, тем не менее, эта железная дорога не является музейной, на ней нет музейной экспозиции, как нет и службы восстановления старой железнодорожной техники. Эта дорога сразу стала работать как коммерческое туристическое предприятие и предлагает более десяти видов туристических поездок, включая детские туры, романтические туры, спортивные поездки со сплавом по горным рекам и т.д.
Железная дорога «Грейт Смоки Маунтинс» не ставит перед собой тех образовательных и просветительских целей, которые есть у соседей в Чаттануге. Главное для нее – это прибыль.
Американские энтузиасты и любители железнодорожной истории, получив помощь и поддержку где со стороны коммерческих железных дорог, а где – и со стороны родного штата, в 1960-е и 1970-е годы, через 10 лет смогли создать новый сектор туристического рынка – исторический железнодорожный туризм, и, что немаловажно, сформировать спрос на него, обеспечив тем самым прибыльность этого важного сектора индустрии туризма.