Главная страницаНаписать письмоКарта сайта









Нужны ли Байкалу две особых экономических зоны

Идея объединенной ОЭЗ на Байкале двух соседей – Иркутской области и Бурятии не получила последующего развития, слишком крупные деньги на кону и каждый из игроков подал отдельные заявки. Пока депутаты иркутского законодательного собрания спорят, где лучше разместить ОЭЗ в Иркутской области, в Бурятии такое место уже определили, правительство России утвердила их заявку, выделила финансовые средства и на эти деньги уже ведется строительство шестирядной (!!) современной дороги XXI в от Улан-Удэ к берегу Байкала, которую планируют закончить к 2010 г. В период до 2015 года в рамках Федеральной целевой программы «Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)» автодорога Улан-Удэ-Турунтаево-Курумкан будет реконструирована до параметров третьей технической категории (217,45 км). Согласно республиканской целевой программе «Дороги Бурятии XXI века», ориентировочная стоимость реконструкции дороги в ценах 2007 года составляет 8,783 млрд. рублей. Реконструкция дороги начата с 2003 года за счет субсидий из федерального бюджета и долевого участия Республики Бурятия. 29,1 км шестирядной современной автодороги «Улан-Удэ-Турунтаево-Курумкан» планируется ввести в эксплуатацию уже в 2007 году.

Будущая ОЭЗ «Байкал» будет построена на восточном берегу с центром в пос. Турка. Это место имеет ряд бесспорных преимуществ по сравнению с предлагаемыми вариантами размещения аналогичной зоны в Иркутской области. Вариант иркутян в Листвянке не был принят к рассмотрению, из-за его размещения в Центральной экологической зоне Байкала в водоохранном бассейне в пади Крестовка. Стоимость проекта – 14,32 млрд руб., 10 млрд руб. должны вложить частные инвесторы, а 4,32 млрд руб.– бюджеты разных уровней. Узкая полоска прибрежной земли в самой Листвянке застроена частными домами, так что их надо либо полностью сносить и вытеснять местных жителей, чтобы освободить место для строительства 28 планируемых гостиниц различного класса и 300 гостевых 10-местных коттеджей, способных одновременно принять 11,2 тыс. туристов, либо отодвигать строительство вглубь берега на природоохранные земли, откуда собственно никакого Байкала даже не будет видно. Но кому нужен мировой курорт, без вида на Байкал? Никаких пляжей в Листвянке нет, для купания вода холодная, автодорога заканчивается тупиком и дальше можно путешествовать только на катере. Чем будет здесь заниматься турист, кроме как сидеть в ресторане или зале конгресса непонятно. К тому же территория поселка уже перегружена без всяких зон. В воскресные дни припарковаться в центре поселка уже стало проблемой, на нескольких километрах единственной набережной в поселке сосредоточено единовременно более 800 припаркованных машин, а на пляже образно говоря, яблоку упасть негде, словно это не на Байкале, а на городском пляже в Сочи. По этой причине в Листвянке отказались от проведения массовых мероприятий и открытие, например, «Зимниады» проводится на льду Иркутского водохранилища в Иркутске. Кроме этого узкая и извилистая двухрядная дорога с горным рельефом в случае строительства ОЭЗ в Листвянке окажется полностью парализованной и ее пропускной способности не хватит. Уже сейчас в воскресные дни здесь образуются многокилометровые заторы автомобилей дачников. Мечтать о крупном горнолыжном курорте в Листвянке тоже не стоит. Высота гор здесь всего метров 600–800 м, да и снега зимой бывает очень мало, соперничать с горнолыжным центром в Байкальске или проектируемым горнолыжном курортом на горе 1711 м в Бурятии просто бессмысленно – ни один уважающий себя горнолыжник не променяет 6 байкальских трасс общей протяженностью более 10 км с максимальным перепадом высот в 490 м высот на небольшую горку в Листвянке с 800 метровой трассой с максимальным перепадом высот в 160 м. Поселок Листвянка всего вероятнее сохранит свое значение, как туристические ворота на Байкал – транзитный порт и место для кратковременного воскресного отдыха иркутян без ночевки в поселке.

Концепции создания и развития туристско-рекреационных ОЭЗ в Иркутской области и Республике Бурятия разрабатывают австрийская консалтинговая компания «Deloitte Corporate Finance» совместно с ОАО «Международный центр социально-экономических исследований «Леонтьевский центр» (г. Санкт-Петербург), а также компанией «Horvat Consulting» (г. Загреб, Хорватия). Новый вариант ОЭЗ, когда строительство в пади Крестовке в Листвянке было поставлено под сомнение вновь предлагается с основной зоной по Байкальскому тракту и части ее в Листвянке. Хотя есть прекрасные территории с видом на Байкал на маломорском побережье с теплыми заливами и простором для организации всевозможных летних маршрутов и подледной рыбалки зимой. Доводы некоторых иркутских депутатов, что в Листвянке уже развита инфраструктура и там дешевле строить несостоятельны, на побережье Малого Моря тоже есть электричество, протянута новая ЛЭП до пос. Курмы, а строительство обойдется дешевле, потому, что там не надо отселять людей и отсыпать побережье для строительства набережной. ОЭЗ в Листвянке позиционируется как площадка для развития, прежде всего, делового туризма. Бурятский проект ОЭЗ «Байкал» более гибок и ориентирован на категории разных отдыхающих, в т.ч. и жителей Прибайкалья. Бурятия делает ставку на развитие горнолыжного и пляжного отдыха, На него планируется потратить до 2026 года — 57,06 миллиарда рублей, т.е. в 4 раза больше средств, чем на ОЭЗ в Иркутской области. Для сравнения: на создание турзоны в соседней Иркутской области потребуется 15,04 миллиарда рублей, в Алтайском крае — 10,47 миллиарда рублей. Бурятия предложила федеральному центру создать ОЭЗ площадью 78 тыс. га в Прибайкальском районе республики. В нее войдут, в частности, небольшое теплое озеро Котокель и горный пик высотой 1771 м. Сейчас власти планируют построить горнолыжный комплекс стоимостью более 7,5 млрд руб., 14 пятизвездочных отелей на 1,1 тыс. мест, 16 четырехзвездочных отелей на 3,2 тыс. мест, 24 отеля класса «три звезды», рассчитанных на 10,1 тыс. мест, а также 800 коттеджей на 8 тыс. мест, — всего на 22,33 тыс. мест.

Второй обсуждаемый вариант с размещением ОЭЗ в Большом Голоустном тоже не совсем удачен. Автодорога здесь также заканчивается тупиком, и кроме как 4 км по берегу в сторону пади Ушканьей здесь никуда дальше не проедешь. Само название местности Голое устье возникло от постоянно дующих здесь частых пронизывающих ветров, так что даже деревья не прижились в заболоченной дельте, как здесь заставить отдыхать миллион туристов тоже непонятно. Отсутствие песчаных пляжей и заливов с теплой водой делает эту местность непривлекательной для летнего отдыха.

Остается последний третий вариант с размещением ОЭЗ на побережье Малого Моря, где собственно и без рекомендаций ученых стихийно сформировался центр летнего отдыха. Всего за несколько последних лет вся земля теплых заливов, особенно побережье самого теплого южного залива Мухор, с небольшими песчаными пляжами и водой летом прогреваемой до 22 град С, была стремительно на законных и незаконных правах поделена, застроена и полностью освоена. Так, что сейчас прежде чем здесь строить ОЭЗ, придется вести судебные разбирательства с владельцами построенных здесь туристических баз. Свободного места в самых привлекательных бухтах на юге Малого Моря уже нет. Повсеместная застройка превратила этот уголок побережья в типично дачный поселок, совсем непривлекательный для туристов. Для строительства ОЭЗ может быть использована территория севернее Мухора, но там уже нет песчаных пляжей и теплых заливов.

Из всех трех вариантов размещения ОЭЗ  на побережье Байкала в Иркутской области Малое Море самое перспективное. Здесь в три раза больше солнечных дней, чем на смежных пространствах Восточной Сибири, теплая вода в заливах летом, возможность автомобильного передвижения по побережью на 120 км вплоть до границы Байкало-Ленского заповедника и через паромную переправу на остров Ольхон, считающийяся сакральным центром северного шаманизма. Однако зимой на побережье Малого Моря практически нет снега и на лыжах здесь кататься негде.

По сравнению с предложениями иркутян вариант ОЭЗ «Байкал» на восточном бурятском берегу выглядит перспективней. Прежде всего, это несомненное и важное для сибиряков преимущество в виде протяженных великолепных песчаных пляжей, протянувшихся практически непрерывно от Гремячинска до Чивыркуйского залива на 120 км. Здесь множество совершенно нетронутых цивилизацией мест и незастроенных участков. Автодорога проходит до Чивыркуйского залива, славящегося своей теплой водой и прекрасной рыбалкой, а также в Баргузинскую долину с множеством минеральных источников и возможностью подъема на заснеженные горы Баргузинского хребта. В отличие от 250 км от Иркутска до Малого Моря, расстояние от Улан-Удэ до берега Байкала значительно меньше –180 км, а строящаяся новая скоростная дорога сократит время переезда до минимума. Вместе со строительством новой 250-километровой дорогой от Улан-Удэ до Усть-Баргузина будет построен новый мост через реку Селенга, что сократит время проезда иркутян до ОЭЗ «Байкал», будет обновлен и приведен в соответствии с мировыми стандартами аэропорт в Улан-Удэ.

От порта Турка ближе плыть на катере до всех наиболее популярных мест Байкала – Малого Моря и острова Ольхон, Ушканьих островов, Чивыркуйского залива и Северного Байкала, чем от Листвянки. В Турке планируется построить не просто морской порт, а целый комплекс, в котором будут созданы условия для любителей парусного спорта, яхтинга и серфинга. Этот участок был отобран экспертами – специалистами компаний из Хорватии и Австрии, которые разрабатывают концепцию создания всех семи туристских зон. Бурятия привлекла для разработки проекта и международного эксперта - компанию Ecosign Mountain Resort Planners Ltd (“Экосайн”). На счету этой канадской фирмы проектирование более 200 горнолыжных курортов мира. Подходящее место нашли в естественной горной чаше на расстоянии 20 километров от Байкала недалеко от озера Котокель. Горнолыжный городок будет соединяться с побережьем Байкала гондольной канатной дорогой. По мнению канадцев гора 1771 м имеет огромный потенцианал и в перспективе горнолыжный курорт сможет принимать до 80 тысяч человек в день, что потенциально делает его одним из крупнейших горнолыжных центров мира. Для сравнения горнолыжный курорт «Гора соболиная» в Байкальске принимает в воскресные дни бархатного сезона от 600 до 1,5 тыс отдыхающих, а знаменитый курорт “Три Долины” (“Мерибель”, “Куршевель” и “Валь-Торанс”) во Франции, обслуживает ежедневно 55 тысяч туристов. «Вершина 1771» обладает значительно большим количеством спусков и может быть использована для катания со всех сторон. Первый этап строительства подразумевает строительство пока лишь восьми подъемников и комфортабельного городка на восемь тысяч человек в день. Первый снег здесь появляется ранней осенью и лежит до начала июня. Благодаря своему местоположению (в небольшом удалении от Байкала и в непосредственной близости от озера Котокель) гора окружена уникальным микроклиматом. Достаточно сказать, что здесь всегда много снега, а температура воздуха не опускается ниже минус 16-18 градусов по Цельсию. Гора не имеет официального названия, но местное население именует ее “Бычьей”: на самой ее вершине расположено почти никогда не замерзающее озеро, где любят выяснять между собой отношения самцы-изюбри.

Кроме крупного горнолыжного центра, претендующего на мировое лидерство, в ОЭЗ «Байкал» будут включены семь земельных участков побережья с пляжами, на которых будут построены 14 «пятизвездочных» отелей с общим количеством мест 1100, 16 «четырехзвездочных» отелей (3200 мест), 24 «трехзвездочных» отеля (10100 мест), а также 800 коттеджей по 10 мест в каждом от эконом до бизнес-класса

Общий срок сдачи работ по разработке концепций по всем 7 особым экономическим зонам туристско-рекреационного типа в России – сентябрь 2007 года. Вполне вероятно, что в конечном счете ОЭЗ «Байкал» на восточном берегу станет ведущей и единственной на Байкале, а вариант размещения второй подобной туристической зоны на западном побережье в Иркутской области останется без финансирования и не будет реализован.

 

 




© 2005-2007 Негосударственное учреждение культуры "Экспедиция Интер-Байкал". Все права защищены.