Иволгинский дацан, самый главный для российских буддистов учебный, административный и духовный центр расположен в Республике Бурятия приблизительно в сорока километрах от столицы республики в сторону монгольской границы в поселке Верхняя Иволга. Мне довелось снимать здесь службы в канун нового года водяной овцы по тибетскому лунному календарю (он пришелся на 2 февраля). Из Интернета было известно, что праздничные хуралы в цокчен-дугане – самом большом здании дацана начнутся за несколько дней до смены года. Поэтому прибыли мы утром 30 января. По хрустящему морозцу обходим вдоль периметра по часовой стрелке (по-солонь) все постройки, вращая на ходу молитвенные барабаны. Только после этого можно войти в здание. Но и внутри двигаться положено только в одну сторону, слева направо, обходя помещение по кругу. Таковы правила. Уже началась утренняя служба и из динамиков, укрепленных снаружи дугана разносится мантра «Оммани падме хум». Особенно хотелось нам посмотреть очнь древний ритуал сжигания сора, называемого также дугчжуба, или шестидесятником. Название это происходит от того, что служит он ровно один год из шестидесятилетнего цикла – рабчжуна. И все это время он предотвращает всякие несчастья, бедствия, болезни, насылаемые нечистыми духами, врагами людей и религии. Дугчжуба представляет собой пирамиду, состоящую из каркаса с натянутой по сторонам черной тканью. В вершине этой пирамиды закрепляется сделанный из теста белый череп.
Принимает участие в церемонии все духовенство дацана во главе с Пандито Хамбо Ламой. Служба проходит особенно празднично при большом стечении народа. Все присутствующие знают, что сегодня они смогут увидеть и воздать почести великой святыне – нетленному телу Даши Доржо Итигэлова. Стены цокчен-дугана не могут вместить всех желающих, общее количество которых достигает нескольких тысяч человек. Все они ждут кульминации выноса сора и сжигания его, а заодно и всех бед и несчастий которые он в себе собрал, на огромном, костре, который устраивается на поле перед главными воротами дацана из сена в виде конуса, остовом которого служат деревянные шесты. Рядом с большим костром готовят еще один – поменьше, также в виде шалаша. Именно к нему весь день накануне тянется народ из всех окрестных деревень, да и из Улан-Удэ тоже. Люди бросают в середину соломенного конуса различные предметы, которые должны сгореть и унести с собой то плохое, что не хотелось бы перенести в новый год. Существует обычай отдавать огню кусочки круто замешанного теста, которое предварительно катается по всему телу и вбирает в себя болезни, хвори и прочую «плохую энергию», но приносят и другие вещи, и даже бумажные деньги, с которыми в уходящем году были связаны негативные переживания.
Собственно новый год – Сагалган, побурятски, или ло-сар, по-тибетски, наступил на рассвете 2 февраля по григорианскому стилю почти незаметно.
Сразу после наступления нового года начинается напряженная для всего духовенства дацана пора – проведение «Монлам ченмо» или великих благопожеланий. Это целая череда служб, совершаемых почти непрерывно в течении двух недель. Начало чтения монлама относится еще к началу пятнадцатого века и связан с именами Цонгкапы и великого пятого далай-ламы, современника императора Канси, который, считается, и утвердил эти правила.
Волей судьбы я около двух лет не мог посетить Иволгинский Дацан. Приехав сюда в декабре 2005 года, я был очень приятно удивлен тем изменениям, что произошли внутри этих стен.
Здесь полным ходом идет строительство. Уже закончен корпус Чжуд-дугана, специализирующегося на тантрических практиках. В местной мастерской талантливые скульпторы выполнили для него статуи Зеленой тары и гневного божества Махакалы – хранителя Учения. А то, что я увидел в стеклянной витрине, меня просто потрясло. Мандала, или модель устройства Мира, по буддийским представлениям, диаметром около двух метров буквально насыпана из яркого раскрашенного в разные цвета песка! При этом рисунки имеют объем, очень изящны, и ничем не закреплены, так что малейшее сотрясение площадки или движение водуха погубит все титанические труды ее создателей.
Возведео новое кирпичное здание буддийского института, размещавшегося ранее в нескольких деревянных домах...
Не нужно иметь колоссального воображения, чтобы понять насколько красивым будет стоящий пока в строительных лесах специальный дуган, по высоте лишь немного уступающий цокчен-дугану, а по богатству отделки фасадов явно превосходящий все современные строения. Сюда будет помещена одна из главных буддийских святынь – нетленное тело XII Пандито Хамбо Ламы Д.Д. Итигэлова.
Есть в Иволгинском дацане своя маленькая, но уникальная оранжерея, в которой можно увидеть настоящее дерево бодхи. Под таким деревом много веков назад получил просветление Сидартха Гоутама. А на листьях такого же дерева, выросшего на месте рождения Цзонгкапы, проявились слова мантры «Ом мани падме хум».
Получив у Хамбо Ламы разрешение на съемку, пытаюсь успеть запечатлеть как можно больше, пока позволяет капризное зимнее солнце. Ярко выделяются желтые крыши дуганов на фоне недалеких заснеженных гор, а величавые ели, посаженные вдоль ограды придают этому пейзажу особенную торжественность. Погода ветренная, прохладная, но она не в силах испугать многочисленных посетителей, пришедших по разным причинам в этот могучий духовный центр Байкало-Монгольской Азии.
Год огненной собаки по лунному календарю наступит в ночь на 31 января. И если Вам интересно посмотреть, как сгорят в огне все ваши беды, неудачи, болезни – приезжайте сюда, где как и встарь, звучат мантры, крутятся молитвенные колеса, а ветер уносит написанные на разноцветных лоскутах ткани благопожелания.