Главная страницаНаписать письмоКарта сайта









Зима в украшениях

Как это не парадоксально, зима – самый ювелирный сезон года. Трескучие морозы и запорошенные улицы не позволяют устраивать ювелирные дефиле под открытым небом, и истинные поклонники ювелирных шедевров перемещаются в каминные комнаты особняков, высокие залы театров, на светские рауты и клубные тусовки.

Именно здесь обсуждаются достоинства и недостатки новых ювелирных стилей, дизайнерские разработки фирм, новые авторские коллекции и просто «прикольные штучки». По некоторым данным, именно на зимние предновогодние и предвесенние дни приходится до пятидесяти процентов годовых продаж ювелирных изделий.

Но зима является не только временем всевозможных показов, представлений и презентаций, она является и музой ювелиров, и где-то…соавтором.

Соавторство зимней природы с художниками-ювелирами заключено в зимней цветовой гамме – бело-голубых тонах снегов, в прозрачности хрусталиков льда, и в орнаментах, навеянных приходом зимы – сглаженных, лаконичных формах «застывшего спокойствия» в сочетании с изощрёнными узорами ледяных кружев.

И, безусловно, самым «зимним» металлом ювелирных изделий является серебро. Более двух тысяч лет назад на огромном евразийском континенте, сразу в нескольких локальных центрах произошло зарождение удивительной традиции – обработки белого, мягкого металла, который мы называем серебром. Это название произошло, то ли от ассирийского «сарпу», что означает «белый металл», то ли от славянского «серп», что удивительным образом иллюстрирует связь этого белого металла и «белой планеты» - Луны. Луна управляет пространством и водой, и серебро, безусловно, – лунный металл, олицетворяет текучее состояние и женскую
природу.

Белый цвет издревле почитается всеми религиями и культурами, как цвет божественной чистоты и духовности. В русской культуре слово «белый»
означало также «светлый», «ясный», «непорочный». В азиатских культурах белый цвет и украшения из белого металла – серебра и белых камней: горного хрусталя и жемчуга, являются непременным атрибутом божеств и носителей любви и красоты, праведников и святых, а так же главными украшениями в раю.

Художники - ювелиры давно подсмотрели у зимы разнообразные сюжеты, и вот уже несколько веков на Руси выходят из под огня горелки филигранные узоры мастеров русского Севера, сканные узоры, пришедшие из булгарской культуры, работы бурятских мастеров, сочетающие в себе причудливую мягкость паяного узора с жёскостью кованных форм.

Каменная палитра «зимних» украшений может показаться однообразной, но это не так. Водяная прозрачность горного хрусталя (а он был определён древнегреческим естествоиспытателем Теофастом, как «окаменелый лёд») и сине-голубые тона зимней дали – бирюзы и лазурита контрастируют с яркими красными тонами рубина, граната, аметиста, гиацинта, розового турмалина, красного коралла – «счастливыми» камнями зимних месяцев, фактически идентичными у всех народов мира.

 

 




© 2005-2007 Негосударственное учреждение культуры "Экспедиция Интер-Байкал". Все права защищены.