В числе актуальных проблем, которые требуют своего решения, В.Энхболд назвал следующие:
1. Монголия 98 % нефтепродуктов импортирует из РФ. В течение 2007 года экспортная пошлина РФ многократно повышалась: за 1 тонну на 15,5 долларов США в июле, на 60,7 долларов США в августе и на 26,1 долларов США в октябре. В этой связи компания "Роснефть" ежемесячно меняет свои цены на нефтепродукты, импортируемые в Монголию. Отсюда растут цены на бензин на внутреннем рынке страны, что негативно влияет на жизненный уровень народа. Поэтому Монголия предлагает, чтобы Россия пересмотрела механизм ценообразования на нефтепродукты и устанавливала их стоимость на долгосрочную перспективу.
2. Остаются высокими налоги и пошлины на товары и продукты, импортируемые из Монголии в РФ. Например: РФ взимает 22.5 % импортной пошлины и 20 % НДС на текстильные и кожаные изделия и калькулируют их на количественной основе, т.е. на 1 штуку текстильного изделия налагается пошлина в размере 4,5 евро, а на 1 тонну обработанной кожи - 500 евро. Поэтому возможность экспорта промышленных товаров в РФ минимальна и российский рынок почти закрыт для монгольских предпринимателей. Таможня и инспекционные службы РФ запрещает перевозку личного багажа свыше 35 кг.
В октябре 2005 года, в связи с предстоящим присоединением РФ к ВТО был подписан Протокол, в котором стороны согласовали средние таможенные пошлины не более 13 %, в том числе для товаров сельского хозяйства - 12 % на переходный период до 2,2 лет. Вопрос о присоединении РФ к ВТО замедляется и это негативно влияет на устранение тарифных проблем, существующих во взаимной торговле двух стран.
3. Административные препятствия, связанные с согласованием с Москвой на выдачу квот на импорт мясных продуктов из Монголии в РФ, занимают длительное время, ограничивают экспорт мяса из Монголии в РФ и отрицательно влияют на рост товарооборота.
4. Высокие железнодорожные тарифы на перевозку экспортных и транзитных товаров, транспортирующих через территорию РФ. С целью реализации права Монголии как страны, не имеющей выхода к морю, была выдвинута инициатива подписать Соглашение о Транзитном транспорте между Монголией, Россией и Китаем и в 2005 году был согласован основной текст переговоров. Стороны договорились завершить согласование приложений этого Соглашения в 2006 году, но до сих пор ожидается решение Российской стороны. В связи с этим проблемы, касающиеся транзитного транспорта, остаются нерешёнными. Мы считаем необходимым завершить переговоры по подписанию трёхстороннего договора о Транзитном транспорте. Надеемся, что российская сторона примет конкретное решение по подписанию данного соглашения в ближайшем будущем.
5. Монголия намерена построить нефтеперерабатывающий завод. Мы надеемся, что Российская сторона будет сотрудничать с нами в создании нефтеперерабатывающего завода. Нам также будет необходимо сырьё для этого предприятия. В связи с этим, предлагаем российской стороне рассмотреть вопрос о поставке сырой нефти Монголии.
Относительно уменьшения дисбаланса в торговле между Монголией и Россией, мы должны принять меры по увеличению объема товаров экспортируемых в Россию. Для этого нужно серьёзно обсудить тарифные вопросы. Мы предлагаем пересмотреть наше предложение по включению в Общую Схему преференций РФ монгольских товаров текстильной и легкой промышленности. Также предлагаем начать реализацию тарифов, согласованных двусторонним Протоколом, подписанном в 2005 году до вступления России в ВТО.
Далее считаю, что необходимо создать механизм, обеспечивающий ввоз товаров на беспошлинной основе, предназначенных для выставок, организуемых в регионах двух сторон.
В представленных докладах руководители монгольских агентств минпромторга и других ведомств была показана обширная панорама состояния и перспектив развития отраслей, которые ждут инвестиций, а российские бизнесмены знакомили партнеров с инвестиционными и производственными возможностями своих регионов, ведомств, компаний, банков. Между нынешними и будущими партнерами состоялся активный обмен информацией, обмен целями обоюдных намерений и предложений.