Под таким заголовком 3 декабря в «Одрийн Сонин» дано интервью главы правительственного по агентства железной дороге Д.Ганболда.
Вопрос: Прошло довольно много времени с тех пор, как стали говорить о строительстве новой железной дороги. С кем в партнерстве будет построена железная дорога?
Ответ: Строительство второй железной дороги длиной 1110 км и связывающей южного и северного соседей, не имеет отношения к проекту Фонда Вызовов Тысячелетия. В течение двух лет мы разработали технико-экономическое обоснование. На строительство дороги будет объявлен тендер. Победитель должен представить не только лучшее и наиболее эффективное предложение, но и свое решение финансового вопроса. Поскольку монгольское правительство на данный момент не располагает такими средствами, участники тендера должны наряду с материалами к тендеру представить свое финансовое решение проекта. Тем самым государство получит новую железную дорогу с наименьшими затратами. Например, УБЖД была построена и пущена в эксплуатацию в 1950-ые гг. В соответствии с заключенным межправительственным договором в 1990 году российская сторона получила в счет строительства дороги 50 % УБЖД. Монгольская сторона стала владельцем оставшихся 50 %.
Вопрос: Когда планируется пуск второй железной дороги?
Ответ: Если строительные работы начнутся в 2008 году, то дорога будет построена в течение 4 лет.
Вопрос: В свое время, когда вы были вице-премьером правительства Д.Бямбасурэна, вы сумели переделать соотношение монгольской доли в Эрдэнэте в 51 %. Как вы этого добились?
Ответ: В то время я работал первым вице-премьером, возглавлял монголо-российскую межправкомиссию и отвечал за СП Эрдэнэт и Монголросцветмет. После проведения ряда заседаний межправкомиссии было решено передать в ведении Монголии 51 % Эрдэнэта и Монголросцветмета, которая до этого составляла соотношение 50 к 50. Такое решение было принято на основании того, что данные предприятия расположены на территории Монголии, после оценки стоимости земель и с учетом того, что на протяжении многих лет использовались монгольские природные богатства. Таким образом, Монголия получила возможность единолично принимать решения.
Вопрос: Есть ли возможность изменить договор о железной дороги в выгодную для Монголии сторону?
Ответ: В последние 10 лет монгольское правительство не раз ставило вопрос о внесении изменений в договор от 1949 года. Мы не можем обновить технический парк, поскольку инвестиционные решения выносятся на основании договоренности двух стран. С началом эксплуатации новой железной дороги пропускная способность железной дороги увеличится в 5-10 раз. Если транспортные поезда, курсирующие сегодня, едут со скоростью 35 км/час, то новые поезда будут ездить со скоростью 120 км/час, а пассажирские – 160 км/час.