Одрийн Сонин 29 ноября
Интервью профессора Г. Пурэвбаатара
Парламентом утвержден бюджет, согласно которому инфляция будет удержана в пределах однозначной цифры. Реально ли это?
Вполне реально. Падение цен на нефть, пшеницу, продовольственные товары и т.д. ограничат импортируемую инфляцию. В этом году собран хороший урожай, который обеспечит значительную часть потребностей страны отечественными продуктами питания. Уменьшилась покупательная способность населения. Существенно сокращена расходная часть бюджета. В будущем году не будет массового увеличения зарплаты, пенсий, социальных выплат. Все это создает реальные условия для снижения инфляции до однозначной цифры.
Можно ли в будущем защитить страну от инфляции?
Конечно. Изменить структуру экономики базирующей на развитой промышленности, интенсифицировать сельское хозяйство, полностью обеспечить потребности в нефтепродуктах отечественного производства, продовольственных товарах, основных наименованиях строительных материалов. Повысить профессионализм государственных органов власти, реализовывать прагматичную финансово-экономическую политику. Эти меры могут защитить от инфляции.
Можно ли освободить цены и тарифы на нефтепродукты и продовольствие и предоставить малообеспеченным слоям населения компенсацию?
Есть два препятствия. С одной стороны, страна не обеспечивает собственные потребности, то есть зависима от импорта этих продукций. С другой стороны, бедняков так много, что не хватит финансовых средств выплачивать компенсации. Существует необходимость от административных мер регулирования тарифов перейти к системе контроля над ценами. Например. Разработать систему расчетов нормативных цен и тарифов на продукцию и услуги крупных компаний, которые оказывают прямое влияние на рост инфляции. В случае необоснованного повышения цен доходы должны будут конфискованы в пользу государства, что остановит искусственное взвинчивание цен.
Какие меры должны предпринять Правительство и Монголбанк в условиях снижения кредитования?
При высокой инфляции и процентных ставках по банковским вкладам в 18-19 процентов коммерческие банки вынуждены предоставлять кредиты под 5-6 процентов в месяц, что неприемлемо для частного бизнеса.
Сегодня коммерческие банки ощущают дефицит источников финансирования. Решение Парламента разместить средства государственного и резервного фондов в коммерческих банках позволит увеличить кредитование. Появилась возможность предоставлять кредиты по низким процентам.
Гарантии государства по срочным и бессрочным вкладам укрепила надежность банковской системы. Необходимо создать государственный инвестиционный банк. Путем размещения валютных резервов страны, кредитов международных финансовых организаций и стран-доноров, обеспечить источники его финансирования. На полученные средства предоставлять кредиты реальному сектору экономики, малому и среднему бизнесу сроком на 3-5 лет под 3-6 процентов годовых.
Какие меры должно предпринять Правительство для выхода из кризиса в строительной отрасли?
Программа «40 тысяч квартир» изначально была ошибочной. Не были просчитаны источники финансирования, не учтена покупательная способность населения. Строительные материалы выросли в цене на 30-40 процентов. Все эти факторы привели к кризису в строительной отрасли.
Правительство на основании детального анализа ситуации в данной отрасли должно принять решение: какие компании и как поддержать, а какие – обанкротить.
В условиях падения цен на медь могут ли иностранцы отказаться от инвестиций в Оюутолгой?
Хотя цены на медь и золото значительно упали, не думаю, что данное месторождение будет убыточным. На примере «Эрдэнэта» можно сказать, что производство становится убыточным при ценах на медь ниже 1900-2000 долларов. Инвесторы разрабатывают проекты в долгосрочной перспективе, так что даже при значительном падении цен финансирование не будет остановлено. Но, пользуясь ситуацией, инвесторы попытаются добиться наиболее льготных условий.
Правильно ли подписание инвестиционных договоров с целью выигрыша времени без внесения изменений в закон «О полезных ископаемых»?
Нет. Провозиться на протяжении 4-5 лет и вдруг говорить о необходимости выиграть время бессмысленно. Вместо того, чтобы улучшить закон 2006 года и искать выгодные для Монголии варианты инвестирования, предпринимаются попытки подписать договоры на основании «бракованного» закона «О полезных ископаемых».
Договор о передаче в эксплуатацию иностранным инвесторам стратегических месторождений важный документ, который нельзя подписывать, основываясь на плохом законе. Что будет, если возникнут противоречия? Приоритет инвестиционного договора будет выше законов Монголии?
Какие существуют варианты взаимовыгодного сотрудничества с инвесторами?
Есть три варианта взаимовыгодного сотрудничества. Первый. Предоставить право эксплуатации на условиях удержания 70-75 процентов прибыли инвесторов в качестве всевозможных налогов и сборов. Правительство не будет участвовать в эксплуатации месторождения и участвует только в создании инфраструктуры. Никаких рисков. Оно осуществляет контроль и сбор налогов. Второй вариант. Работать по принципу раздела продукции. Не обязательно 50 на 50. В зависимости от условий конкретного месторождения, доходов, объемов инвестирования, расходов на рекультивацию доля монгольской стороны может составить 40-70 процентов.
В случае раздела продукции Монголия не инвестирует, не взимает налоги с прибыли, только получает налоги за использование природных недр и земли, плату за водоснабжение.
На сегодняшний день договор о разделе продукции успешно претворяется на месторождении нефти Тамсагбулаг, которое эксплуатирует китайская компания «Петрочайна Дачин Тамсаг (Монголия)».
Третий вариант. Сдать месторождения в аренду по договору на определенный срок (концессия). В этом случае Монголия не инвестирует денежные средств, ничем не рискует. Только осуществляет контроль и получает арендную плату. Советский Союз в свое время арендовал месторождение урана Мардай. Сегодня данное месторождение можно передать в концессию канадским и французским компаниям.
По моему мнению, в условиях недостатка у Монголии опыта освоения крупных месторождений, плохого менеджмента и недостатка источников инвестирования, получение в собственность государства доли свыше 51 процента не самый лучший вариант. Вместо того чтобы мучиться, изыскивая источники финансирования, брать на себя риски, правильнее было бы выбрать один из трех вышеперечисленных вариантов.
Какие пути развития Монголии вы видите?
В развитии любое государство опирается на три качества: природные богатства (сырье), капитал, трудовые резервы. Также важна способность государства управлять экономикой и обществом.
Самыми главными условиями являются капитал и умение государства управлять на макроуровне, без которых развитие страны невозможно. Необязательным условием является наличие природных ресурсов, что доказали развитые страны.
В нашей стране отсутствует самое главное качество – капитал. Есть крупные запасы природных ресурсов и плохо организованные трудовые резервы. Все мы знаем о низком уровне государственных органов власти.
Экономика развивается по двум направлениям. Первое. Путем увеличения инвестиций и числа работающих, повысить количественные экономические показатели, другими словами экстенсивное направление. Второе. На основе достижений науки и технологий, труда высококвалифицированного персонала, организации производства на высшем уровне, внедрить производство высокопродуктивных и качественных товаров, т. е. интенсивное развитие.