Утром без суеты, без спешки, начались сборы. Даважав на повседневную одежду надел малиновый дэли, завязал на бедрах двухметровый желтый «бус» – пояс. Завернул в тетрадный лист горсточку табака, толкнул за пазуху солнцезащитные очки и взял запасную одежду для города – минимум по-монгольски. Оюунцэцэг положила в полиэтиленовый пакет несколько кусочков хлеба с сахаром, пару пряников. Меня тоже обрядили в дэли на случай, если в машине будет холодно. Сыновья в это время доставали с чердака шкуры, сложили их стопкой и связали проволокой.
Машина должна отходить в 9 часов утра. Мы пришли в начале 10-го и были первыми. Постепенно начал подтягиваться народ. Около 10 подошла машина (ГАЗ-89) и в начале 11-го тронулись. Кузов полон до заднего борта. Люди вперемешку с вещами. Мужчины, женщины, дети. Различные сумки, чемоданы, кожаные переметные сумы, алюминиевые бидоны, пустая бочка и мешки, мешки... Расстояние до Мурэна в 260-270 километров обычно отнимает 10 часов. Автобусного сообщения здесь нет. Автобусы заменяют грузовые автомашины. ГАЗ – частный, шофер берет с каждого следующего до аймака пассажира по 2500 тугриков.
Я устроился на Даважавовых шкурах за краем натянутого сверху тента и еду, обозревая окрестности. Дорога окружная – по краю Дархатской котловины через сомон Улаан-Уул (Красная Гора). Здесь машина дозаправляется, после чего долго беспричинно стоит. Однако никто не проявляет никакого нетерпения или беспокойства. Подождав на машине, с которой ввиду хорошей погоды сняли брезент, многие слазят и ложатся прямо на землю в тени машины, прячась от солнца.
Проехав 12 километров от сомона, поднялись на перевал Уул. Здесь сооружен большой обо. Стволы лиственниц установлены шатром-конусом, низ их забросан камнями. Обойдя вокруг, монголы подходят к открытой части, где можно войти внутрь обо. На небольшом устроенном в центре возвышении россыпью лежат монеты. На входе и внутри обо навязаны многочисленные тряпки, волосы животных, молитвенные флажки, резные дощечки наподобие туристских. По обеим сторонам от центрального обо в одну линию выстроены по шесть маленьких, обнесенных невысоким заборчиком. Возле обо указан километраж до населенных пунктов по дороге вперед: Мурэн – 159 км, Хатгал – 193 км и назад: Улаан-Уул – 12 км, Рэнчинлхумбэ – 86 км, Цаган-Нур – 102 км. Возле этого обо обязательно останавливаются, здесь можно перекусить и выпить. Здесь же, говорит Даважав, проводится сомонный Надом.
Еще через 33 километра второй перевал – Тоом. Он отмечен только двумя грудами камней. Машина здесь не останавливается. Дорога идет такая, что внутренности переворачиваются: из ямы да в колдобину, с камня на камень. Но монголы легко переносят привычный для них путь: разговаривают, дремлют. Никто не ругается, не ссорится с соседями. Монголы – народ миролюбивый. Вот хором меланхолично запели. Затем воцарилась тишина, нарушаемая только шумом мотора. На лицах спокойствие и благодушие, будто везут их в мягком автобусе, а не на грузовой машине по тряской дороге. Даже детей не пугает путь. Две девочки по 10-11 лет то крепко спят, то веселятся. Рядом со мной на руках молодого отца – крошка-дочь лет трех, не более. В ботиночках, штанишках и кофточке с расстегнутым воротом, без всякого головного убора, несмотря на ветер. На ее макушке рожками торчат два смешных хвостика. Поразительно спокойно она переносит езду. Не плачет и не капризничает. Устроилась на коленях у отца и поглядывает своими черными глазенками из-под раскосых век. Будто и не едет, а мирно сидит в юрте. От тряски мучаюсь только я, да сидящую за мной женщину укачивает, и она часто склоняется над бортом машины. А остальные путешествуют с полным возможным комфортом. «Дождя нет, машина не сломалась – все хорошо». Непритязательный народ!
После маленького сомона Сумбэра пошла последняя треть пути. Дорога стала лучше, и мы прямо-таки понеслись. Местность изменилась. Машина кружит среди холмов, на которых там и сям выступают скалы. То бастионы видятся в них, то какие-то драконьи спины. Часто проезжаем мимо кэрексуров – каменных надмогильных насыпей, окруженных одним-двумя кольцами камней.
Наконец, перед нами открывается большая речная долина у подножья хребта. Подъезжаем к Мурэну, проведя в пути около 12 часов.