Главная страницаНаписать письмоКарта сайта

ЛОШАДЬ В ЖИЗНИ БУРЯТСКОГО НАРОДА

КАКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ИМЕЕТ ЛОШАДЬ В ЖИЗНИ БУРЯТСКОГО НАРОДА?

Бурятская лошадь под бурятским седлом
Бурятская лошадь под бурятским седлом. Из работы Максимовой Веры 9 "Б" класс (2007 год). Центр образования "Альянс", п. Харик, Куйтунский район.

Основным занятием бурят в древности было скотоводство. Бурятские племена постоянно кочевали в поисках пастбищ для скота. Лошадь давала мясо и молоко, служила основным средством передвижения, ее легче было содержать на подножном корме. Богатые семьи владели многочисленными конскими табунами.

Основой бурятского хозяйства было скотоводство. Буряты разводили крупный и мелкий рогатый скот, лошадей и верблюдов. Развивающееся скотоводство носило своеобразный характер. Богатство составляло не стада рогатого скота, а табуны лошадей. В силу этого хозяйство бурят развивалось в сторону перерастания в табунное скотоводство, в составе которого конские табуны преобладали над стадами рогатого скота. Эта тенденция наблюдалась, прежде всего, у богатых семейств, так как именно скотоводство давало больше продуктов для торговли и обмена с соседними племенами.

Археологические раскопки Манхайского городища позволили обнаружить ритуальное захоронение костей коня. Это были трубчатые кости ног, не расколотые для извлечения костного мозга, а целые, как это делалось во время шаманских жертвоприношений. Вероятно, жертвенная лошадь была убита во время закладки укрепления, а кости ее захоронены после ритуальной трапезы. Также были обнаружены более двух десятков каменных плит с изображением лошадей и всадников. Лошади часто украшены султанами и подшейными кистями. На шеях видны острые зубцы подстриженной гривы. Лошади иногда одеты в специальную броню, которая, как и броня на фигурках всадников, передается поперечными линиями.

Одна из ведущих ролей в героическом эпосе бурят «Гэсэр» принадлежит богатырскому коню, боевому товарищу героя, его верному другу, помощнику во всех боевых походах. Конь наделен даром человеческой речи, а кроме этого еще и большим умом, превосходящим иногда ум хозяина.

Богатырский конь обозначается термином «хулэк», собственного имени он не имеет. Кони называются главным образом по их масти: светлый, темный, золотистый и так далее.

Масти коней по существу становятся именами. Бурятский язык богат словами, обозначающими возраст, масть коней. Например, «унаган» - жеребенок, «дааган» - двухлетний жеребенок, «гунан» -трехлетний конь, «донон» - четырехлетний; или «хэер» - гнедой, «шарга» - соловый, «хурэн» - бурый, «хара» - вороной, «боро» -серый, «cooxoj)» - пестрый.

Дружба между конем и былинным героем самая трогательная. В бурятских улигерах с любовью описываются скачки, бег коней. Описания богатырских скачек в бурятском героическом эпосе относятся к постоянным эпическим формулам. Картины скачек изображают сказочную быстроту богатырского коня, доставляющего богатыря до места. Вот описание богатырского коня.

Вдруг
С крепким горячим телом,
С лоснящейся гладкой шерстью,
С легкими прочными костями,
С нескользящими копытами,
С неутомляющейся спиной,
С туловищем в тридцать шагов длиной,
С зубами в три пальца,
С ушами в три четверти,
С хвостом в тридцать локтей
(Над крупом его развевая),
С гривой в тридцать аршин,
(На холку ее забросив),
Копытами огонь высекая,
Из черных глаз молнии испуская,
С седлом и уздечкой в серебре,
Появился конь на Сумбэр-горе.
Бухэ Бэлигтэ батор
Вещего сказочного коня
За красный шелковый повод схватил,
В звенящие серебряные стремена
Точно и прочно встал.
В якутское серебряное седло
Крепко сел
И с этого мгновенья называться стал
Абай Гэсэр.
Вещий конь до небес начал взвиваться,
Абай Гэсэр уменьем своим сумел удержаться,
Сказочный конь по земле начал пластаться,
Абай Гэсэр удалью своей сумел удержаться.
Спрашивает конь у своего седока:
Много ли силы в тебе и насколько она крепка?
Отвечает седок:
-   Не буду хвалиться,
Хвалиться батору - последнее дело,
Но будь у земли ручка, за которую бы ухватиться,
Повернул бы землю и вправо, и влево.
А теперь ты отвечай мне,-
Спрашивает седок на гнедом коне, -
Насколько ты быстр, чего ты стоишь,
От кого ускачешь, кого догонишь?
Три травинки в огне не успеют сгореть,
Я нашу круглую землю обегу на треть.
Пока девять травинок сожжет огонь,
Землю вокруг обежит твой конь.
Если так, мы удачно соединились,
Быстрота и сила тут породнились.
При таком удачном союзе нашем
Ни один супротивник нам не страшен, -
Так коню своему седок сказал
И в сторону дома поскакал.
Вещий конь гнедой
Как стрела летит,
Между небом и землей
Как орел парит,
Земля под конем
Звенит, сотрясается,
Небо по краям
Содрогается,
Черные горы разваливаются,
Черная пыль поднимается,
Красные горы разламываются
В красную пыль превращаются.
Синие горы дробятся,
Синей пылью клубятся.

Накопление богатства (а основным богатством были табуны лошадей) являлось стимулом для грабежа, разжигало захватнические стремления различных племен.

У бурят существовал обычай готовить коня к далеким походам, так сказать «выстаивать коня», чтобы он стал красивым и быстрым, как белка. На коне красовалась красочная сбруя, серебряное седло с десятью или двадцатью подпругами, потфей, серебряные стремена, шелковый потник, узда, недоуздок, изукрашенные позументами и бляхами. Не менее красивой была и коновязь.

Бурятский народ, внося в свою жизнь новые элементы быта, культуры, не отказывается и от хороших старых традиций. Такие традиции сохранились в национальных праздниках. Народное празднество сурхарбан, обычно устраиваемое летом, основано на национальном виде спорта - стрельбе из лука. В программу праздника входит также бег скакунов.

Во время сватовства женихи должны проявить мужество, предприимчивость, физическую силу. Их борьба с другими женихами, стрельба из лука, скачки на лошадях показывают меру физической силы и доблести.

Во время праздника буряты употребляют кумыс - «хурэнгэ», напиток, изготовляемый из молока. Из хурэнгэ перегоняют молочную водку. Хурэнгэ приготовлялось не только из коровьего, но и из молока кобылиц.

Из ответов на вопросы викторины (2007 год)
Максимовой Веры, 9 "Б" класс
Центр образования "Альянс"
п.Харик, Куйтунский район


КАКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ИМЕЕТ ЛОШАДЬ В ЖИЗНИ БУРЯТСКОГО НАРОДА?

Бурятская лошадь
Бурятская лошадь, из ответов на вопросы викторины

Бурятская лошадь, верхово — упряжная, местная, выведена и издавна разводится на территории Бурятии. Животные низкорослые, выносливые, неприхотливые, приспособлены к табунному содержанию и тебеневке. Используются для получения мяса и молока.

Возможно, наши далекие предки заметили, что конина хорошо усваивается организмом, так как конский жир плавится при более низкой температуре, чем жир других животных (конский - при температуре 30-35 градусов, в то время как бараний или говяжий — при температуре 44-45) .Конечно, этого не могли не знать люди позднейших эпох, любимым блюдом которых была конина. Впрочем, во многих странах, особенно в странах Азии и Африки, до сих пор употребляют в пищу конское мясо. Достоинства кумыса общеизвестны. Прежде всего - прекрасное лечебное средство. Во-вторых, чудесный тонизирующий напиток. Высоки диетические и питательные свойства кумыса. Словом, он полезен во всех отношениях. Кроме того, кумыс относится к тем напиткам, которыми встречают почетного гостя. Высоко ценили его в старину. Необычайно широкой популярностью пользуется он и теперь.

Из ответов на вопросы викторины
Балыковой Софьи, 10 "Б"
Гарькуша Кристина, 10 "Б"
Проценко Алина, 10 "Б"
Иркутская область, г. Вихоревка

Горохова Анастасия, 10 "Б"
Горохова Марина, 11 "Б"
Иркутская область, г. Вихоревка


.

Ответы на вопросы викторины "Буряты - коренные жители Сибири" (2007 год). Областной центр детско-юношеского ткризма и краеведения.

 




© 2005 - 2013  Негосударственное учреждение культуры "Экспедиция Интер-Байкал". Все права защищены.