Бурятский героический эпос «Гэсэр», или, как его образно называют, «Илиада Центральной Азии» повествует о подвигах богатыря Бухэ-Бэлигтэ, небожителя, спустившегося на землю, чтобы истребить на ней зло, уничтожить звериный закон пожирания сильным слабых. На земле богатырь перерождается в Гэсэра. С древнейших времен буряты почитали этого героя, посланного небом для очищения земли от демонов и чудовищ. Отцом Гэсера было божество Эсэгэ Малаан-менгри, живущий в Верхнем Мире - на небе. Рождается он на «самом краю земли», в маленькой избушке в семье бедных стариков. «Был румян он, крепок, здоров, только с виду очень суров, Ничего еще он не пил и не ел, а пеленок перепачкать успел». Его так и прозвали: пачкун. А имя ему дали Нюргай. С самого рождения он проявлял чудеса силы и храбрости. Эпос «Гэсэр» включает в себя девять книг, девять ветвей зеленого дерева жизни.
Эпос возник на основе богатого устного народного творчества бурят - мифов, преданий, легенд, песен, сказок. Он живет в устном творчестве народа в виде отдельных поэм-улигеров, отражающих события периода родового строя и рассказываемых в стихотворной и прозаической форме.
О существовании «Гэсэриады» - сказанияо герое по имени Гэсэр, стало известно еще в 1722 году. С тех пор были найдены и записаны многие версии этой эпопеи в Монголии, Тибете и Бурятии. Однако долгое аремя считалось, что у бурят не было своего эпоса, а бурятские улигеры (повествовательные песни) о Гэсэре - плод заимствования. Между тем лишь имена героев и некоторые мифологические сюжеты в бурятском эпосе имеют внешнее сходство с монгольской или тибетской версией. Бурятские сказания бытуют в стихотворной форме и этим отличаются от прозаических монгольских. Это стало очевидным еще в 1893 году, когда Г. Н. Потаниным был опубликован «Абай Гэсэр богдо хан» в пересказе бурятского этнографа-фольклориста М. Н. Хангалова, записавшего со слов своего отца и сказителя Н. Тушемилова стихотворный вариант этого эпоса.
Затем в 1930 году Академией наук СССР, в серии «Произведения народной словесности бурят», были опубликованы записи известного собирателя фольклора И. Ж. Жамцарано под заглавиями «Абай Гэсэр хубуун», «Ха Ошир хубуун» и «Хурин Алтай».
В последующие годы продолжалась интенсивная работа по собиранию бурятских улигеров о Гэсэре. В настоящее время в рукописном фонде Бурятского научно-исследовательского института хранится около двухсот записей национального эпоса, собранных в различных уголках Бурятии.
Несмотря на монголо-тибетско-бурятскую общность мифологической основы «Гэсэриады», общность сюжетов сказаний о высоком синем тэнгрии (небе), о матушке-земле Ульген, о небожителях Хормусте, Атай-Улане, о владыке подземного мира Эрлык-хане, о черном мангусте Лобсогол-дое, Асури мангадхае - бурятский эпос замечателен оригинальным идейно-художественным содержанием, в котором мотивы благородных деяний героя во имя людей занимают доминирующее положение.
В бурятской версии «Гэсэриады» сохранились древнейшие пласты национальной народной повествовательной поэзии о борьбе героев с мифическими чудовищами.
Весьма примечателен демократический характер сказаний. Решив извлечь людей земли из тысячи бед, добрый небожитель Хормуст поручает эту миссию своему сыну Гэсэру. Но для этого небожитель должен родиться на земле. Заступник рода человеческого, спустившийся по заданию доброго небожителя (а по монгольской «Гэсэриаде» герой спускается по велению буддийского божества), родится вторично у труженика-бедняка, и сам должен проложить себе дорогу к благородным подвигам.
В бурятской «Гэсэриаде» герой - охотник, зверолов, скотовод - выделяется среди своих родичей исполинской силой, самоотверженной храбростью. Первая часть эпоса посвящена рассказам о рождении героя, его детстве, юношеских подвигах, женитьбе. Затем следует серия повествований о его героических деяниях и драматических приключениях в сражениях с темными силами. Последовательность улигеров и их количество меняется в интерпретациях различных народных певцов, но неизменной остается идейная направленность содержания и художественный стиль повествования.
После Октябрьской революции возникла необходимость создания единого варианта эпоса. Эту задачу выполнил бурятский писатель, исследователь национального фольклора Нажмил Балдано. Он составил сводный вариант эпического сказания, полностью сохранив содержание, поэтическую форму, стиль народных улигеров.
Этот вариант получил одобрение знатоков эпоса и завоевал широкую популярность на всей обширной территории Бурятии.
Сегодня очень трудно определить время создания героического эпоса бурятского народа. По этому вопросу нет полной ясности. Академик Б. Я. Владимирцов считал, что этические сюжеты у монголоязычных народов начинали развиваться с конца 12 века. Иное мнение высказал А. И. Уланов. Он полагал, что эхирит-булагатские улигеры оформились в середине первого тысячелетия. М. П. Хомонов полагал, что вообще методологически неправильно искать в улигерах конкретные хронологические даты. В эпосе, по его мнению, отражен древнейший период истории бурятского народа, еще недостаточно изученный.
Кроме того, определить время создания эпоса очень трудно еще и потому, что сам эпос постоянно видоизменялся. Он несет заметное влияние русского языка, оказавшего воздействие, начиная со второй половины 17 века. И это воздействие очень заметно. К примеру, в наиболее архаичном улигере «Айдурай Мэргэн» упоминается Тобольск, основанный русскими в 1587 году. Поэтому исследователи бурятского эпоса склонны считать, что географические названия, во всяком случае, многие из них, проникли в текст эпоса в более поздние времена.
Героический эпос бурят - улигеры - это большие стройные поэмы, богатырские эпопеи стихотворной формы размером от 5-6 до 20-30 тысяч строк.
Эти замечательные сказания, являющиеся энциклопедией народной жизни отдаленных времен, дают широкие картины быта, экономики, хозяйственной жизни, отражают идеологию различных эпох. В них вплетаются элементы фантастики, мифотворчества и первобытной космогонии. Фантастический мир, художественный вымысел и величественные образы древних мифов в улигерах причудливо сочетаются с яркими реалистическими картинами.
В эпических произведениях более раннего периода даются подробные описания жизни охотника-зверолова и скотовода, в поисках зверей и пастбищ вынужденного большую часть своей жизни проводить в бесконечных переходах по равнинам, горам и лесам, переплывать через большие реки и озера. Но в основе своей улигеры являются песнями героического характера, рассказывающими о битвах древних богатырей и мэргэнов с различными зооморфными персонажами, многоголовыми чудовищами и иноземными ханами.
Действия в улигерах* развертываются вокруг подвигов главного героя, именем которого обычно и названо эпическое сказание.
Герои улигеров ведут борьбу не за личное благополучие, а за жизнь и счастье своего народа и племени. Эта борьба всегда очень трудна. Герою приходиться напрягать все силы, иногда он жертвует собою для счастья народа.
Подвиги былинных богатырей являлись идеальной нормой поведения для каждого члена общества, а сам герой был образцом для подражания. На былинных героях воспитывалось не одно поколение прошлых веков. Улигеры в среде древних племен учили людей жить, они были устными сборниками общественных идей, идеалов, этических норм, они помогали разобраться и оценить явления общественной жизни, воспитывали людей в нормах обычного права и морали, свойственных данному строю общества.
Бурятский народ в далеком прошлом не имел письменности и фиксировал в улигерах явления окружающей действительности. Улигеры заменяли собою литературу, искусство й*писаную историю.
Нелегкий труд охотника, ненадежность охотничьего промысла породили у отдаленных предков бурят много поверий, обрядов и запретов. В охотничьей магии большую роль играло исполнение героических сказаний. По свидетельству тункинских, боханских и агинских бурят, у охотничьих костров часто рассказывались сказки, улигеры, которые посвящались хозяину тайги - Хангаю. Последний в знак благодарности «одаривал» охотников дичью. Упоминания об обычае бурят рассказывать перед охотой сказки и улигеры имеются в этнографической литературе и в трудах по эпосу.
Остаточным явлением древнего производственно-магического обряда исполнения улигеров перед охотой является то, что отдельные буряты и сейчас, отправляясь на охоту, берут с собою изображение Гэсера, считая, что он приносит удачи на охоте. Многие старики до сих пор уверены в том, что сказителю за хорошее исполнение эпоса о Гэсере в качестве вознаграждения с неба спускался верховой конь в полной сбруе.
В старину улигеры, видимо, исполнялись и как боевые песнопения, вдохновляющие воинов на активное выступление против иноземных вторжений. Позднее функции улигеров несколько меняется. Доминирующей становится художественно-воспитательная роль. Улигеры теперь исполняются преимущественно для развлечения, увеселения, получения эстетического удовольствия.
За время своего долгого бытования улигеры бурят претерпели значительные изменения. Одни эпические сюжеты подвергались переделкам, - так появлялись новые варианты улигеров, рождались новые сюжеты; другие утеряны, забыты.
Героико-эпические произведения никогда не превращались в мертвые, застывшие формы, а продолжали развиваться, в каждую эпоху вбирая в себя новое содержание.
Сегодня, с полной уверенностью можно сказать, что у бурят до наших дней сохранилось богатое эпическое творчество. Бурятские героико-эпические сказания, именуемые улигерами, 'были созданы как особый вид героического эпоса в период 12-14 веков. Их можно сейчас встретить во многих районах с бурятским населением, как в Прибайкалье, так и в Забайкалье.
Улигеры, некогда заменявшие древнему буряту и литературу, и искусство, и писаную историю, до сих пор продолжают доставлять слушателям эстетическое удовольствие.
Изучение бурятского героического эпоса показало, что в этих замечательных произведениях устного народного творчества ярко выражены черты национального характера, традиции бурят, воспеты их лучшие качества: верность долгу, любовь к родной земле, бесстрашие и мужество в борьбе. В образах былинных богатырей и мэргэнов воплощены героические идеалы народа - идеалы мужества и доблести, благородства и самопожертвования, любви к родной земле. Эти качества воспитаны всем ходом исторического развития и той вековой борьбой, которую приходилось вести народу, защищая от врагов свой род, свое племя.
Предки современных бурят в улигерах отзывались на все события, выражали в улигерах свои взгляды на мир, свои впечатления и переживания, ставили волновавшие их вопросы и давали на них посильные ответы.
Бурятские улигеры, создававшиеся в течение многих столетий, а может и тысячелетий, отражают не какую-нибудь одну эпоху, один тип общества. За длительный период бытования они никогда не прекращали своего развития, напротив, они жили полнокровной жизнью, в каждую историческую эпоху вбирая в себя новое содержание из окружающей действительности, которое наполняло и обогащало старое содержание. Поэтому улигеры - ценный источник изучения исторического и этнографического материала, этических и эстетических взглядов народа.
Улигеры привлекают* внимание не только ученых, но и поэтов, музыкантов, художников, насыщая их творчество образами и поэтическими средствами -богатствами народной речи.
Героический эпос бурят создавался народом. Его создателями и исполнителями являлись выходцы из простого народа. Выдвинув талантливых людей, народ сам являлся слушателем прекрасных улигеров и той социальной средой, в которой хранились сказания.
Выдающиеся по своему дарованию народные певцы, сказители дают нам ясное представление о роли народных поэтов, которые сохранили-и донесли до нас живший в сердцах и думах простых людей эпос. Исполняемые ими улигеры являются доказательством творческой одаренности бурятского народа, с одной стороны, и, с другой - высокого уровня художественного мастерства.
Бурятский народ любит свои улигеры. Он не только пронес их через столетия, бережно передавая из. поколения в поколение, но по их образцу талантливые сказители создают новые героические сказания, в которых воспевается героика наших дней.
Из ответов на вопросы викторины (2007 год)
Максимовой Веры, 9 "Б" класс
Центр образования "Альянс"
п.Харик, Куйтунский район