|
Почему народные мастера по кузнечному делу были окружены всеобщим вниманием народа?
Предки бурят умели добывать металл и являлись хорошими мастерами по его обработке. Кузнечное искусство считалось почётным занятием и божественным даром. Оно имело большое значение в жизни предков бурят. Их кузнецы изготовляли вооружение для воинов, орудия охоты, топоры, ножи, котлы для варки пищи и соли, принадлежности конской сбруи с серебряной чеканкой и различные металлические изделия, необходимые для домашнего обихода, хозяйства, а так же украшения. Бурятские металлические украшения для одежды и сбруи, ножи и оружие имели широкое распространение у соседей, а позже охотно использовались и русскими.
Материалы археологических экспедиций на территории Иркутской области доказывают древность знакомства бурят с добычей и обработкой металлов. И. Фишер в 18 веке писал, что у балаганского острога «...по разным местам находились железные рудники, кои булагаты из давних времён хорошо в пользу употреблять умели».
Ф. А. Кудрявцев в 1924 году видел «в песках возле Балаганска остатки древних плавилен и кузниц: шлак, куски железа, обломки железных изделий, железные наконечники стрел».
В 1934 году экспедиция Иркутского музея и общества изучения Восточной Сибири там же нашла остатки старинного горна.
Кузнечное искусство считалось почётным занятием и, более того, божественным даром. Согласно преданию бурят, по повелению западных тэнгриев кузнец Божинтой отправил на землю своих детей, чтобы обучить людей кузнечному ремеслу, это искусство стало передаваться по наследству потомкам.
В бурятской среде образовались так называемые кузнечные роды - «дархан утха», что, несомненно, являлось свидетельством монополии отдельных родов в области обработки железа, Культ кузнецов у бурят сохранился почти до Октябрьской революции.
Особым почитанием пользовалось не только кузнечное ремесло, но и самый металл-железо, из которого изготовлялись различные предметы вооружения и домашнего обихода.
В бурятских улигерах встречаются описания колыбели героя, сделанный из железа. Колыбель Гэсэра в раннем детстве «тумэр хара улгээ» - «черножелезная люлька». Рожок Гэсэра, из которого он питается молоком, так же черножелезные. Буряты считали, что нож или иной железный предмет, положенный возле спящего или больного, предохраняет его от злых духов.
Кузнецы у бурят делились на две группы: «монгото дархан» - кузнец, изготовляющий серебряные изделия, и «хара дархан» - кузнец, выковывающий изделия из железа.
Из ответов на вопросы викторины (2007 год) Максимовой Веры, 9 "Б" класс Центр образования "Альянс" п.Харик, Куйтунский район
Почему народные мастера по кузнечному делу были окружены всеобщим вниманием народа?
Из ремесел, прежде всего, следует отметить кузнечное дело. Оно исстари пользовалось у бурят уважением, кузнецы - дархаты обычно окружались большим почетом.
По поверьям бурят, первым кузнецом был небожитель - небесный дархан Божинтой - убгэн, каждый из девяти его сыновей был эжином покровителем какого-либо кузнечного инструмента.
У бурят существовало почитание железа и предметов из него, считалось, что если возле больного или спящего человека положить топор или нож, то они будут лучшим оберегом от злых сил. Профессия кузнеца была наследственной (дарханай утха), причем кузнецами иногда были шаманы. Кузнецы изготовляли орудия охоты, военного снаряжения (наконечники стрел, ножи, копья, топоры, шлемы, доспехи), предметы быта и орудия труда, в частности, котлы для варки пищи(таган), ножи (хутага, хого), топоры(Ыухэ) и т.д. Большое значение имело производство подков, удил, стремян, пряжек и прочих принадлежностей конской сбруи.
Различались белые (по цветным металлам) и черные (по железу) кузнецы, что служит указанием, что, были и ювелиры. Белые кузнецы делали главным образом из серебра, украшения для одежды, головных уборов, делали насечки орнамента на ножи, кубки, огнива, различные серебряные накладки на кольчуги и шлемы. Некоторые кузнецы изготовляли предметы шаманского культа. Работа кузнецов была очень искусна, работы по нанесению насечек по железу не уступают по красоте и качеству, дагестанским и дамасским изделиям.
Помимо кузнецов и ювелиров, существовали и бондари, седельщики, токари, сапожники, шорники. Бондарный промысел обслуживал помимо хозяйственных нужд и прибайкальскую промышленность, был особо распространен среди бурят, проживавших возле Байкала. Следует отметить также судостроение, изготовление курительных трубок, седел и т.д. Трубки выделывались кустарями-трубочниками из березовых корней, украшались чеканкой с орнаментом, как и ножи, огнива. Конские седла были двух видов - мужские и женские, последние отличались лишь меньшими размерами, изяществом и тщательностью отделки.
Из ответов на вопросы викторины (2007 год) Балыковой Софьи, Гарькуши Кристины, Проценко Алины, учащихся 10 "Б" класса г.Вихоревка, Иркутская область
Почему народные мастера по кузнечному делу были окружены всеобщим вниманием народа?
Кузнец (по-бурятски дархан) высокоуважаем у бурят. Считается, что он мастер, умелец, имеет дело с огнем и железом, а значит, обладает будто какой-то таинственной силой. Да и само слово «дархан» в переносном значении звучит как нечто священное, неприкосновенное.
Древние сказания, дошедшие до нас, утверждают, что необыкновенное искусство дарханов было воспринято ими в свое время от небесных мастеров -посланцев тэнгэри на землю. Люди удивительной профессии, обладающие великим даром изготавливать грозные, убийственные по внутреннему содержанию вещи - копья, сабли, ножи, топоры - все острое и разящее, -божественны. Такова мифология - древние понятия людей. И она считает, что потому-то дарханы пользуются в народе особым почитанием. Существовал, как видим, своеобразный культ дарханов.
«Хозяин горна моего - лучезарное небо, хозяин меха моего - черный, как уголь эжин. Руки моей правой подспорье - клещи тяжелы из серебра» - слова древнего заговора звучали во время посвящения в кузнецы. Кузнецы, обладатели великого таланта и мастерства, всегда особенно почитались в бурятском народе. По древней легенде небесный кузнец Божинтой, исполняя волю небожителей тэнгриев, отправил на землю своих детей, чтобы они научили людей ремеслам. Силу кузнеца считали равной силе шамана...
Кузнечное ремесло является одним из древних у бурятского народа. Очевидна преемственность традиций курумчинских кузнецов в художественной обработке металла. Об этом свидетельствует совпадение очагов курыканской металлургии и бурятских рудников, разрабатывавшихся вплоть до XVIII в. У всех тюрко-монгольских народов кузнец пользовался с давних пор особыми правами и привилегиями, например, освобождался от феодальных податей в эпоху Чингисхана. А связано это со многими мифами, повествующими о небесном происхождении искусства обработки металла. В западно бурятских мифах существует несколько вариантов, касающихся не только происхождения ремесла, но и соответствующего деления на черных и белых кузнецов (сагаан дархад, хора дархад). Белые кузнецы являлись ювелирами -златокузнецами, черные кузнецы занимались производством орудий труда из железа и стали, бытовых и хозяйственных предметов из железа, чугуна, цветных металлов и сплавов. В народных преданиях и легендах можно обнаружить древнейшие кузнечные призывания, гимны, воспевающие труд кузнецов:
Мастер подобно белому небу ... Ты велик, как горы, как океан! Подобно храмам высоким, Горнило с наковальней сделай.
В преданиях кузнецы часто приравниваются к шаманам, соперничают с ними. Черных кузнецов наделяли способностью к колдовству. Среди древних технико-художественных приемов бурят известны: насечка серебром и оловом по железу, серебрение железа, воронение, чернение, гравировка, художественная ковка металла. К более поздним приемам ученые относят литье из бронзы, меди и серебра, чеканку и филигрань. Помимо этого бурятские мастера знали два способа золочения, накладную и ажурную филигрань, использовали инкрустацию из цветных камней: коралла, лазурита, бирюзы и т.д.
Мифология бурят по-разному трактует кузнечных богов. У хори-бурят главным божеством кузнечного дела считался Хара Маха тэнгри с помощником Ту-мэрчи Дархан нойоном. У него якобы было 119 кузнецов, 77 поддувалыциков и различные хозяева клещей, молота, наковальни и других кузнечных орудий. У кудинских бурят главой кузнечных богов считался Бухэ Муяа - сын Заян Сагаан тэнгри. Однако, изобретение ковки железа приписывается одновременно сыну Гужир тэнгри - Бухэ Тэли. Балаганские буряты считали первым кузнецом на небе Дадага Хара дархана, имеющего в подчинении 73 младших кузнеца. В некоторых призываниях кузнечных божеств в качестве главного эжина фигурирует Божинтой с девятью сыновьями, которые наделены титулом "нойон" и являются хозяевами кузнечных орудий: меха - Хар Сагаан, наковальни - Дальтэ Сагаан, молота - Бажир Сагаан, клещей -Ута (или Ама) Сагаан, горна - Халман Сагаан, угля - Хупэр Хара, проволоки -Шекши, искры - Хан Сагаан и сулмары (инструмента для пробивания дыр) -Сом Сагаан.
Кузнечных богов верующие делили на западных "белых" во главе с Дабан Холо тэнгри и восточных "черных", возглавляемых четырьмя тэнгри: Харанги, Хара Соохор, Бурэн и Бурэн Соохор.
Из ответов на вопросы викторины (2007 год) Учащейся 10 "Б" класса Зисерман Яны г. Усолье-Сибирское, Иркутская область
.
Ответы на вопросы викторины "Буряты - коренные жители Сибири" (2007 год). Областной центр детско-юношеского ткризма и краеведения.
|
|