С древних времен плели буряты тары - коврики из конского волоса или из меха животного, делали музыкальные инструменты, украшали и шили одежду, изготовляли обувь (Примечание 9а.б.в.), бытовые предметы, строили дома без гвоздей, были кузнечные работы, резьба по дереву, плетение, теснение, шитье и вышивка. Для бурятского орнамента характерен мотив, называемый бараньим рогом, его употребляли как одностороннее украшение. Либо как удвоенный завиток, повторяемый в крестовидных и ромбовидных фигурах ( Примечание 9.г. - подол платья)
Наиболее древним ремеслом являлось кузнечное. В бурятских преданиях часто упоминаются белые - специалисты по цветному металлу и черные - специалисты по железу кузнецы. Они делали орудия охоты и военного снаряжения, предметы быта и котлы для варки пищи, ножи, топоры, серпы, лопаты, ножницы для стрижки овец. В кочевых районах большое значение имело производство подков, удил, стремян, пряжек и прочих принадлежностей конской сбруи. (Приложение 9.г.д.е.). Буряты переняли от курыкан высокое мастерство кузнечного искусства. Многие их них были прекрасными мастерами и настоящими ювелирами. Сохранились ножи, украшения для седел и другие вещи, сделанные необычайно искусно.
Основным приемом работы кузнецов была и остаётся ковка. В рабочем инвентаре кузнецов: горн, наковальня, различные молоты, зубила, пробойники, буравы, напильники, паяльники. Свои инструменты кузнецы делали сами.
« Кузнецы-ювелиры делали, главным образом из серебра, украшения для женской одежды, головных уборов, нагрудные украшения, а так же браслеты, кольца, различные серебряные накладки на сбрую и вооружение. Для отделки женских украшений в отдельных случаях использовали кораллы - маржан, бирюзу, сердолик, топаз и другие камни» (19.137.).
При изготовлении ювелирных изделий применялись такие приемы, как насечка, чеканка, штамповка, гравировка, скань, чернь, серебрение и золочение. Гравировку делали стальными стержнями с заточенным концом. Небольшими пластинами с серебряной насечкой украшались пояса, огнива, седла, наседельники, а так же колчаны и налучники. (Приложение 9.ж.з.).
У забайкальских бурят-буддистов в дацанах были люди, специально занимавшиеся отливкой буддийских икон-статуэток и других предметов культа (Примечание 8.и.)
Обработка кожи и войлока, распространенная у кочевого и полукочевого населения, носила домашний характер. Из войлока делались покрышки для юрт, подстилки для сидения на полу, мешки для хранения соли и пр. Кожа использовалась для изготовления одежды, обуви, сбруи и сосудов для молочных продуктов (Примечание 9.и.).
При обработке кожи, прежде всего, соскабливалась шерсть, ножом или косою. После этого кожа смазывалась закваской из ржаной муки, а в процессе обработки - маслом или костным мозгом. Мелкие кожи мяли в руках, а мездру очищали скребком.
Для выделки кож крупного рогатого скота и лошадей, употребляли массивные кожемялки - эригулгэ. Она состояла из вертикальной оси, к которой приставлялись две выдолбленные колоды. На ось между колодами навертывалась кожа, затем обе колоды связывались вместе и вращались вокруг оси. При вращении кожа размягчалась. При изготовлении войлока шерсть сильно взбивалась палками и раскладывалась слоем в 6-7 см. толщиной, затем, обильно политая водой, она накручивалась на деревянный вал. В кочевых восточных районах вал с войлоком обертывался сверху кожей и обвязывался веревками. На концы вала надевали короткие деревянные трубки с прикрепленной к ним веревкой, привязанной другим концом к седлу лошади. Вал катался по степи до тех пор, пока не был готов войлок. У западных бурят вал обертывался посредине веревкой, концы которой держали женщины. По мере натягивания веревки вал перекатывался из стороны в сторону, валяя шерсть.
Из ответа на вопросы викторины (2007 год)
Банзарова Александра Константиновна,
Белдаев Александр Александрович,
Дель Анна Евгеньевна,
Дрыкин Иван Владимирович,
Федорив Анастасия Александровна
МОУ "Центр Образования №8" 5 класс
г. Ангарск