Круглая юрта - оригинальный, исторически сложившийся образец жилища, идеально приспособленная для кочевого образа жизни. Небольшой вес, быстро собирается и разбирается, в ней жили круглый год, достаточно устойчивая против ветров за счет полусферической формы и небольшой высоты, сейсмобезопасная - за счет подвижной конструкции стен, возможности варьировать площадью, доступность материала, всегда чистый воздух - эти и многие другие свойства складывались в течение 2500-3000 лет (Приложение 8.а.)
Юрта органично вписывается в окружающую среду, формой повторяя небесный купол над ней, полукруглые сопки и холмы. В летний зной и жару в ней спасительная прохлада, в холод живой огонь в очаге создаёт равномерный обогрев и особый микроклимат, устраняющий патогенную вредную для здоровья человека энергетику, характерную для строений с прямыми углами. Именно потому кочевая юрта легла в основу первого советского финансового проекта поселения на Луне - «Луна 2012года» (19.101-102)
Внутреннее пространство юрты делится на пять частей: центр - гал гуламта, место расположения главного сакрального объекта юрты; северная сторона - хоймор тала, почетная "высокая" часть юрты; западная, правая (баруун) сторона - гостевая или мужская; восточная, левая (яуун) сторона - хозяйственная или женская, юг - выход из юрты ( Приложение 8.6.)
«Остов стен составляется из связанных между собой складных деревянных решёток, которые определяют размер и вместительность жилища. Каждая стена делалась из узких деревянных, чаще тальниковых, планок, которые скреплялись крест-накрест ремешками, продетыми в отверстия на местах скрещивания. Такая конструкция решетки позволяла растягивать или сдвигать ее, что в свою очередь позволяло делать стенки длиннее и ниже или, наоборот, уже и выше. Сдвигать решетку было удобно и при перевозке частей юрты. Решетки ставились по кругу и связывались в местах соприкосновения волосяными шнурами. Размер юрты зависел от количества решеток. Таких решеток-стенок было обычно 5, у богатых бурят количество их доходило до 8 и 10. Верхняя часть юрты имела форму усеченного конуса. Крыша юрты образует свод, состоящий из выструганных жердей гибких пород дерева, которые втыкаются наверху в специальный круг - тооно - диаметром около метра» (19.110-111)..
«Обвод изготовляли из берёзы, на нём выдолблены специальные отверстия для вставки заострённых верхних концов - уняа, количество которых обычно делали 60 шт. Нижние концы уняа укреплялись на головках решёток - стен. Для придания устойчивости устраивали два опорных столба верхние концы которых упирались в тооно, тооно раделялось несколькими расходящимися по радиусу жердинами, которые назывались дааган - от слова дааха (нести на себе). Дааган предназначался для поддержки тооно в ненастье и холод»(19. 112.)..
К каждому углу покрышки пришивалась длинная верёвка, которую натягивают по войлочной кровле и привязывают к низу решётки. Кроме того, тооно служит дымоходным отверстием.
Решётчатый остов юрты покрывали большими кусками войлока -туургэ, длина каждого около 3 метров. В целях предохранения от всевозможных вирусов, войлок заранее пропитывали раствором кислого молока с табаком и солью и хорошо просушивали.
Войлочные покрытия накидывали по определённому издавна установленному порядку: сначала юго-западную кошму, потом юго-восточную, затем две других набрасывали, так чтобы их края придавливали, концы двух первых. Самыми лучшими, плотными кусками войлока покрывают стены и кровлю юрты с северной стороны для защиты от северо-западных ветров, чтобы дождевая вода не попадала на домашний алтарь.
При установке юрты в качестве всех связок используется верёвки из конского волоса, у бурят считалось, что именно по конскому волосу из верхнего мира духи предков спускают с небес благодать и счастье. Юрта всегда ставилась на открытом солнцу пространстве, даже в лесистой местности выбирается солнечная поляна, это связано, прежде всего, с тем, что вся хозяйственная и бытовая деятельность кочевников связана по времени с круговоротом солнца.
«Для ориентации в пространстве становились лицом вперед -урагшаа, на юг; южная -уудэн тала, примыкающая к двери, самая "низшая" часть юрты. При делении юрты на верхнюю и нижнюю части (хоймор - уудэн тала) подчеркиваются символические качества: сакральный - обыденный, а деление на западную и восточную основано более на функциональном признаке.
В левой части юрты размешаются предметы, относящиеся к кухне, а так как домашним хозяйством занимается женщина, эта сторона считается женской.
В правой части юрты находились сундуки (абдар) и шкафы (ухэг), где хранились седла, ружья и другие принадлежности мужчин, на сундуках складывалась в свернутом виде постель. Иногда здесь могли вдоль стены стоять друг за другом одна, две деревянные кровати. В богатых домах кровати были сделаны из древесины кедра. Эта сторона примечательна тем, что здесь принимали и угощали гостей. В гости ходили в основном мужчины, так как они были менее заняты, чем женщины» (19.113).
Западная и восточная стороны юрты в свою очередь, делились на верхнюю и нижнюю части, составляющие четверть пространства юрты. Размещение предметов в юрте было фиксированным. Интерьер составлял невысокие легкие сундуки, ящички, шкафчики, кровати-лежанки (орон). Утварь отличалась простотой и замечательной приспособленностью к полукочевому образу жизни бурят, изготовлялась она из материала, который получали и выделывали сами: шкуры, кожи, меха, шерсть, дерево, береста и т.д.
Для отопления юрт главным образом использовался сухой коровий и лошадиный помет - аргал, дрова употреблялись в небольшом количестве. Предпочтение, отдаваемое кочевым населением аргалу, объясняется тем, что дым от него не столь едок, как от дров. Юрта нагревалась от очага неравномерно, поэтому ее обитатели всегда оставались в верхней одежде (Приложение 8.в.)
Деревянные юрты, распространенные в Предбайкалье, имели покатую крышу (Приложение 8.г.) и чаще всего строились в восемь стен из круглых лиственничных или половинчатых бревен, уложенных в 12-14 рядов. Диаметр юрты достигал Юметров Деревянные жилища в восточных районах, в отличие от жилищ западных бурят, имели прямоугольную форму, крыша их имела квадратное отверстие для выхода дыма. Потолок юрты покрывался вымоченной корой, дерном и тёсом. Для поддержания потолка в центре юрты устанавливали столбы с балкой, называемые хараса.
Пол делался деревянный, но посредине, между столбами юрты, выкладывалось из кирпичей или глины квадратное основание для очага - гуламта. (Примечание 8.д.)
Внутри юрта делилась условно на две половины. В западной части - баруун тала - находились сбруя, орудия труда и оружие, на стене висели онгоны - изображения духов, в восточной - зуун тала -размещались кухня, кладовая. Окна не делались, но иногда между бревнами вырезалось небольшое продолговатое отверстие для наблюдения за скотом. Пол был обычно земляной, у более состоятельных бурят его покрывали досками. Деревянные жилища чаще всего использовались для проживания в летнее время.
Внутреннее убранство было одинаково и в зимнем, и в летнем жилище. Середина пола под прорезью крыши отводилась для очага. Иногда это была глинобитная печь с плитой и железной трубой, иногда железная печка, нередко - просто костер, над которым возвышался трехногий таган. На таган ставилась чугунная чаша для варки мяса, кипячения чая и молока.
Напротив дверей помещался деревянный поставец - божница, на котором у ламаистов стояли медные изображения буддийских божеств, перед ними жертвенные чашки с молоком, вином, зернами ржи (Примечание 8. е.). У шаманистов вместо бурханов -изображений Будд висел на стене длинный ящик с онгонами -шаманскими божествами. Налево от входа (в западной части юрты) было место хозяина, там же размещались принадлежности охоты. Направо от входа (в восточной части), где помещались кухонные принадлежности, было место хозяйки. Сидели на полу вокруг очага. Для сидения расстилались стеганые войлоки - шэрдэг; обычно средний войлок помещался перед божницей, а остальные по бокам ее. Для почетных гостей и лам, размещавшихся в мужской половине близ божницы, имелись войлочные, обшитые сверху материей тюфячки -олбок, которые накладывались один на другой в количестве от трех до двенадцати штук.
В правой половине, первым от входа всегда стоял шкаф для посуды - эргэнэг, далее следовала невысокая деревянная кровать -орон с войлочным тюфяком, подушкой - дэрэ и одеялом - хушалга. Лицевая сторона кровати часто была орнаментирована геометрическим рисунком. Подушка набивалась шерстью и имела удлиненную форму, конец ее, обычно обращенный к стене, был округлен, а тот, что обращен внутрь юрты к огню, был четырехугольный, украшенный бляхами и разноцветной тесьмой. Далее за кроватью следовали сундуки - ухэг для мелких домашних вещей и абдэр для хранения домашнего имущества и платья. В домах, где были дети, возле кровати ставились люльки.
В западной части юрты около двери хранились седла, сбруя, охотничьи принадлежности, здесь же иногда стояли сундуки, на которые складывали свернутые тюком войлоки - постели членов семьи. В этом же углу в зимнее и весеннее время, в особой загородке, иногда помещали новорожденных телят и ягнят, а летом ставили кожаные бурдюки для квашеного молока.
Снаружи иногда пристраивалось крыльцо, и была вкопана коновязь - сэргэ, верх которой украшался резным орнаментом (Приложение 8.ж.) Сэргэ служил предметом особого почитания и являлся показателем достатка семьи, так как его отсутствие означало безлошадность, бедность.
К началу XX века, у западных бурят существовали лишь деревянные юрты, хотя историки более ранних периодов упоминают наличие и войлочных. Кочевки тех или иных улусов располагались на одном и том же месте из года в год, поэтому жилища были постоянными постройками. Они делались или по типу русских домов, или представляли собой шести - семиугольные срубы с покатой крышей из лиственничных круглых или половинчатых бревен, уложенных в 12 - 14 рядов.
С наружной юго-восточной стороны юрты пристраивалось крыльцо. В некоторых юртах с северной стороны пристраивались амбарчики с входом изнутри. Самостоятельное значение жилища эти юрты имели лишь в летнее время, зимой они служили амбарами, стойлом для скота, в них переселялись при проветривании избы, здесь же проводилась разная черная работа - выделка кожи, сбруи и т.д. Иногда в этих юртах выполнялись и шаманские обряды.
На зимниках имелись различные дома. По внешнему виду бурятские избы не отличались от изб русских старожилов. Близ дома строились амбары, скотные дворы, навесы. Русское влияние особо заметно сказывалось в тех местах, где бурятские улусы располагались смежно с поселениями русских крестьян.
Внутреннее устройство жилищ русского типа, особенно у состоятельных бурят, было сходно с домами русских крестьян. В их обиходе, наряду с бурятскими предметами, встречалась русская мебель - столы, стулья, шкафы, кровати, зеркала и пр. (Примечание 8.з.) В отдаленных же от городов местах, интерьер жилищ сильно отличался от русских. Одна половина избы (чистая) имела деревянный пол, значительно поднятый над землей, другая (черная) -земляной. В зимнее время под полом содержались телята и ягнята. Там, где дом был невелик, помещение для молодняка отделялось от жилой половины решеткой. Для отопления служила русская печь.
Северные буряты-звероловы жили в конических жилищах - бухэг, делавшихся из жердей и покрытых звериными шкурами. Перекочевывая с одного места на другое, они брали с собой свое жилище так же, как многие столетия назад (Примечание 8.и.)
«Давно, шибко давно про жизнь ту бурят раньше деды рассказывали, да я о ней знаю. В древности, говорят, буряты так жили: поставят стоймя жерди, как теперь на балаган во время сенокоса, обложат их снизу доверху сначала сухой травой и листьями, а потом сверху такими же жердями и придавят, чтобы покрытие ветром не сносило, вот и юрта готова.
Так юрта снаружи выглядела, а внутри продымленными шкурами овец, коней и коз обвешивали, чтобы теплее было да уютнее. Но больше всего снаружи юрта настеженными потничками покрывалась, а кругом арканом из конского волоса обвязывалась. Спать в таких юртах было не холодно, потому что буряты стелили под себя стеженые потники, а покрывались, чем попало, все больше своими шуба, теми, что в запасе были.
Одеяла из овчин буряты стали шить, когда уже наши деды тут появились. Посмотрели они на матерчатые одеяла русских и стали шить себе их из овчин. А русские тоже увидели, что из овчин добротные одеяла получались, да и служили они много лет, и начали тоже такие же себе шить. Так друг от друга русские и буряты учились». Записано от Федора Иннокентьевича Брызгалова, пос. Семь Сосен Ольхонского района Иркутской области, 1936 г.
Мы живем в молодом городе, но отголоски древности накладывают отпечаток и на историю нашего города.
Наш город строили после Великой Отечественной войны, было очень трудно, но помогали людские ресурсы и память о ремесле, о традиционном местном жилье и т. д.
«Нелегко было первостроителям города Ангарска. Трудновато было с хлебом, другими продуктами, не хватало инструмента, о машинах и говорить не приходилось. Но все компенсировалось необычным энтузиазмом и задором строителей. День за днем люди обживали тайгу. Появились первые поселки, дороги, тайга наполнилась людским говором, перестуком топоров, запахом консервированного горохового супа. Из-за нехватки жилья основным жильем в этот период были землянки, юрты» (21.) (Примечание 8. к.).
Люди старшего поколения до сих пор помнят свое житье — бытье в юртах, которые строились с помощью местного населения. Дети первостроителей запомнили свой пионерский лагерь «Строитель», он тоже состоял из деревянных юрт
(Примечание 8. л.), Эти здания до сих пор стоят, в них летом отдыхают подростки, он находится в пойме реки Китой.
Из ответа на вопросы викторины (2007 год)
Банзарова Александра Константиновна,
Белдаев Александр Александрович,
Дель Анна Евгеньевна,
Дрыкин Иван Владимирович,
Федорив Анастасия Александровна
МОУ "Центр Образования №8" 5 класс
г. Ангарск